12 самых распространённых ошибок, которые совершают российские импортёры в Китае

Если вы предприниматель, который решил заняться импортным бизнесом, но ничего в этом не понимаете, вы спросите, что делать?

Обычно есть два варианта ответа на данный вопрос:

1) Пройти дополнительное профессиональное обучение по специальности ВЭД и таможенное оформление либо логистика и ВЭД, стать специалистом и самостоятельно заниматься всем процессом от А до Я.

2) Нанять специалистов, которые за вас будут делать всю работу при организации ВЭД, логистики и таможенном оформлении, а вы будете управлять всем процессом.

Для того, чтобы управлять процессом эффективно, вам, как минимум, надо разбираться в основах ВЭД.

К сожалению, у большинства предпринимателей вечно нет времени учиться потому, что они полностью погружены в оперативное управление своим бизнесом.

Они начинают заниматься импортным бизнесом без необходимых знаний и навыков в сфере ВЭД. Обычно, в их подсознании есть одна классическая установка – «Будем решать проблемы по мере их возникновения».

Специально для таких предпринимателей, на основании своего многолетнего практического опыта в импорте, я составил список 12 самых распространённых ошибок, которые совершают импортёры, и не только российские.

Не важно, из каких стран вы осуществляете импорт из Китая, Индии, Вьетнама, Европы или стран Южной Америки, все ошибки примерно одинаковые и повторяются из года в год, от сделки к сделке.

БОЛЕЗНЬ ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ ЛЕЧИТЬ!

Надеюсь, мой список ошибок поможет вам избежать значительных финансовых, временных и эмоциональных потерь.

Итак, поехали…

12 САМЫХ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ОШИБОК, КОТОРЫЕ СОВЕРШАЮТ РОССИЙСКИЕ  ИМПОРТЁРЫ

  1. Низкая цена, как приоритет при поиске импортного продукта

Вы всегда получаете то, за что платите, особенно при работе с поставщиками из развивающихся стран. Если вы ищете цену намного ниже рыночной, будьте готовы к тому, что вам придётся пожертвовать либо качеством, либо временем производства вашего продукта.

  1. Отсутствие полной технической спецификации на импортируемый продукт

Вы получите настолько качественный продукт от зарубежных поставщиков, особенно из Юго-Восточной Азии, насколько качественно составлена ваша техническая спецификация.

  1. Непонимание того, что образцы продукции, которые вам предоставляет иностранный поставщик – это всего лишь инструмент для заключения сделки

В Китае и в Юго-Восточной Азии в целом фабрики знают, что отправка очень хороших образцов – это то, что помогает им получать заказы. Это маркетинг и завоевание клиента.

Эти идеальные образцы (подготовленные опытными техниками и инженерами, которые делают это абсолютно спокойно и никуда не спешат) в большинстве случаев лучше, чем те, товары, которые будут изготавливаться для вас в массовом количестве.

Есть очень большая разница между единичными образцами, выполненными на лучшем оборудовании лучшими специалистами и между продуктами массового производства.

Китайские поставщики вам об этом не скажут, но они почти все предполагают, что их покупатели знают об этом.

В любом случае покупатель, который внес предоплату в размере 30% и спешит отгрузиться быстрее, обычно соглашается с такой ситуацией. На это и рассчитывают многие китайские фабрики.

  1. Отправка готовой партии импортного товара, без предварительной проверки качества

Никогда не платите вашему иностранному поставщику полную стоимость за товар и не разрешайте ему делать отправку этого товара, пока вы не проверите его качество. Для проверки качества вашей продукции нанимайте сервисную компанию, которая сделает для вас предотгрузочную инспекцию по качеству, и даст вам положительное заключение.

  1. Импортёр не рассчитывает необходимый объём заказа и не учитывает срок оборачиваемости импортируемой продукции

Любой бизнес – это про цифры, и импортный бизнес не исключение. Особое внимание необходимо уделить расчёту объёмов заказов, которые вы собираетесь разместить у ваших иностранных поставщиков. Далее, чтобы не попасть в ловушку под названием «кассовый разрыв», необходимо: сначала правильно рассчитать срок оборачиваемости вашей импортной продукции, после рассчитать необходимое количество денежных средств, для финансирования синхронных и бесперебойных поставок, импортируемой продукции.

  1. Неумение предварительно рассчитывать полную себестоимость импортируемой продукции

Многие импортёры не учитывают множество мелких и дополнительных расходов, возникающих при осуществлении импорта продукции, которые в итоге очень сильно влияют на фактическую себестоимость импортируемой продукции. Обязательно разберитесь, что такое транспортно-заготовительные расходы при импорте и научитесь своевременно рассчитывать полную себестоимость импортируемой продукции.

  1. Непонимание и незнание условий поставок импортируемой продукции

Для того, чтобы вы могли подписать нужный вам договор с иностранными поставщиками, вам необходимо знать условия международных поставок, базисом для которых является Инкотермс 2020.

  1. Незнание большого перечня дополнительных условий, которые необходимо обсудить с поставщиком, чтобы получить лучшую импортную сделку

Кроме цены на товар и условий поставок Инкотермс, существуют ещё, как минимум 15 дополнительных условий, которые вы должны обсудить с иностранными поставщиками и обязательно включить их в ваш международный контракт.

  1. Непонимание как организовать перевозку импортных товаров и как взаимодействовать с логистическими компаниями

К сожалению, многие предприниматели, не вникают в детали транспортной логистики своего импортного бизнеса или непосредственно в доставку товара. А ведь понимание того, как строится доставка, как правильно организовать мульти модальную перевозку, какой логистический маршрут выбрать для каждой сделки, и как выбрать ответственного логистического оператора – это очень важно. Потому, что именно эти факторы оказывают большое влияние на стоимость транспортных расходов, которые, в свою очередь занимают весомую долю всех ваших расходов при импорте.

  1. Непонимание технического регулирования и незнание, какая разрешительная документация необходима для импорта продукции

Многие малые и средние импортёры ранее возили свои товары через, так называемое Карго. Карго, на самом деле – это контрабанда. И сегодня, когда предприниматели начинают переходить на официальный импорт, они, к своему удивлению, сталкиваются с такими сложными понятиями, как технические регламенты на продукцию, декларации и сертификаты соответствия на импортируемые товары, маркировка продукции и другая разрешительная документация на ввоз продукции на территорию России и ЕАЭС.

Часто они просто игнорируют все эти термины и вспоминают о них только, когда товар уже пришёл на таможенный терминал. Вспоминают тогда, когда уже надо платить административные штрафы, когда надо платить за дополнительное хранение и простои транспорта.

Чтобы этого избежать, всегда изучайте всё о разрешительной документации до того, как вы планируете осуществить импорт, ещё на этапе калькуляции полной себестоимости товаров.

  1. Непонимание роли валютного контроля и его последствий для бизнеса, незнание валютного законодательства, касающегося импортных сделок

Валютный контроль – это комплекс мероприятий со стороны государства, направленных  на обеспечение контроля, за движением денежных средств во время осуществления внешнеторговых операций.

Государство возложило эти функции на банки, в которых обслуживается бизнес.  Предпринимателям и компаниям-импортёрам нельзя просто по желанию отправлять деньги за границу куда они захотят, в любом количестве и при этом завозить товар на другую компанию. Процесс оплаты валютных средств за рубеж и ввоз товаров, за которые была произведена оплата строго регламентирован и известен, как репатриация.

Задача импортёра изучить все правила валютного контроля и последствия за его нарушения, изучить до момента заключения контракта с вашим китайским поставщиком.  Так, как особенности Российского валютного законодательства обязательно должны быть учтены в вашем внешнеторговом договоре. Большинство консультаций импортёры могут  получить бесплатно в отделе валютного контроля банка,  в котором они обслуживаются.

  1. Нежелание вдаваться в юридические особенности ВЭД договоров, с учётом законодательства тех стран, откуда импортируются товары

Внешнеторговый контракт с вашим китайским партнёром – это по сути дела формализация всех ваших договорённостей и процесса реального взаимодействия во время сделки, и перенос их на бумагу.

Контракт или договор – это очень мощное и, наверное, самое главное ваше оружие при урегулировании и решении споров, во время возможных конфликтных ситуаций.

А для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций в принципе или заранее определить, как и в чью пользу они будут решаться, у вас должен быть составлен грамотный и главное реально «рабочий» контракт.

Для того, чтобы ваш контракт был «рабочим» нужны всего две вещи:

А) Контракт должен полностью отображать реальный процесс сделки от начала и до конца, учитывая каждую мелочь и деталь, которая происходит в реальности. По сути дела то, что на бумаге, должно быть зеркалом, того, что вы делаете на самом деле.

К сожалению, наверное, у 95%, а может и более импортёров контракт и реальная сделка очень сильно отличаются друг от друга.

Б) Контракт должен учитывать все правовые и юридические аспекты обоих контрагентов. Если вы импортируете из Китая, то для вас на первом месте должно стоять Китайское право, а потом Российское право, регулирующие взаимоотношения между участниками внешнеторговой сделки.

Скажу вам, как обычно делаю я – сам полностью составляю контракт с точки зрения реального процесса внешнеторговой сделки. То-есть шаг за шагом прописываю на бумагу все этапы сделки и все действия, которые должен совершить продавец и покупатель, чтобы сделка состоялась.

Далее я отдаю свой контракт опытным юристам, чтобы они привели реальную сделку в соответствие с юридическими особенностями Китайского и Российского права. Почему Китайское право спросите вы? Да потому, что 95% моих сделок связано с импортом из Китая.

После того, как юристы внесут все правки, я отдаю контракт на проверку и согласование своему китайскому партнеру, и остаётся последняя фаза окончательного согласования и подписания контракта.

И только, когда контракт подписан обоими партнёрами начинается вся дальнейшая деятельность по осуществлению внешнеторговой сделки.

Квалифицированная помощь специалистов по импорту с Китаем позволит Вам не только выстроить эффективный бизнес с китайскими партнёрами, но и избежать множество ошибок, которые совершает большая часть участников ВЭД.

Более подробно о секретах внешнеэкономической деятельности, вы узнаете в наших соцсетях InstagramFacebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-ОтветиПубликациина нашем сайте.

Китай в помощь!

Андрей Брицко
Консультант по импортному бизнесу с Китаем
Партнер Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 08.06.2021

Оформление пропуска на МКАД

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?