Запрет на въезд автотранспорта из Евросоюза на территорию Республики Беларусь с 16.04.2022

Всем известно, что с 09.04.2022 белорусским и российским грузовым перевозчикам фактически запретили въезд в страны Европейского союза, и не только доставку товаров непосредственно в страны Европейского союза или из них, но и транзит по их территории. Исключением является только транзит российских перевозчиков между Калининградской областью и основной частью России и «почта как универсальный сервис».

Кроме того, могут быть допущены перевозки энергоресурсов (газа, нефти, нефтепродуктов), фармацевтических, медицинских, сельскохозяйственных и пищевых товаров, гуманитарных грузов, а также культурных ценностей (только российских перевозчиков), однако для этого необходимы разрешения от компетентных органов государств-членов Европейского союза, порядок получения которых пока доступно представителям стран Европейского союза не разъяснен https://www.urvest.ru/category/mezhdunarodnye-perevozki/razreshitelnaya-sistema#10979.

В качестве ответных мер на указанный запрет с 00.00 часов 16.04.2022 Республика Беларусь ввела запрет на перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза в Беларусь автотранспортных средств (автомобилей и тягачей), зарегистрированных в Европейском союзе,

В том числе указанный запрет распространяется на осуществление транзитных перевозок такими автотранспортными средствами.

Исключение составляет их следование через определенные пункты пропуска в специально установленные места для осуществления грузовых операций или перецепки.

Данное ограничение не применяется до 23.04.2022 к транспортным средствам, зарегистрированным в ЕС, которые въехали на территорию Республики Беларусь до 16.04.2022.

Также данное ограничение не распространяется на транспортные средства, зарегистрированные в ЕС, перевозящие почтовые отправления и живых животных.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, определил перечень мест, в которые могут следовать зарегистрированные в ЕС автотранспортные средства для осуществления грузовых операций и перецепки из близлежащих пунктов пропуска.

Также, ГТК РБ по согласованию с Минтрансом РБ могут расширять и определять иные такие места.

Таким образом, европейские товары будут попадать в Россию, Беларусь и другие страны через территорию Беларуси в следующем порядке:

– перевозчик из ЕС довозит груз из Европы и других стран мира до таможенного склада в Беларуси (транспортно-логистического центра), который работает круглосуточно, выгружает его или передает прицеп с грузом перевозчику из стран, не попавших под запрет, и уезжает;

– далее подается транспортное средство с регистрацией, например в Беларуси или в России, прицепляет прицеп и далее груз доставляется на территорию России, Беларуси или других стран.

Для пояснения ряда вопросов, которые возникают у перевозчиков при организации перевозок в указанных обстоятельствах и условиях обоюдных запретов, поясняю следующее.

ВОПРОС №1: Сколько разрешений (дозволов) на перевозку требуется иностранному перевозчику в случае, если ввозишь прицеп в Беларусь, отцепляешь его для передачи перевозчику из ЕАЭС и потом выезжаешь из ЕАЭС в ЕС с другим прицепом?

ОТВЕТ: В данном случае иностранному перевозчику требуется только одно разрешение (дозвол), так как такой документ действует на один кругорейс, то есть на совершение одной перевозки в прямом и одной перевозки в обратном направлении.

ВОПРОС №2. На кого оформляется временный ввоз иностранного прицепа на территорию ЕАЭС при указанных обстоятельствах?

ОТВЕТ: По всей вероятности на таможенном посту, в зоне действия которого будут находится указанные в перечне ГТК РБ таможенные склады, будет производиться оформление или переоформление временного ввоза иностранного прицепа на перевозчиков из России, Беларуси и других стран не входящих в запрещенный список.

По причине того, что в соответствии с положениями ст. 275 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза на таможенной территории Союза допускается передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки только для целей завершения операции перевозки путем вывоза с таможенной территории ЕАЭС транспортного средства международной перевозки.

ВОПРОС №3. На кого будет оформляться гарантия (обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов) в случае перецепки прицепа на таможенном складе или в зоне ожидания системы электронной очереди (пункте таможенного оформления), указанных в перечне ГТК РБ?

ОТВЕТ: Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (гарантия), в случае перецепки прицепа на таможенном складе или в зоне ожидания системы электронной очереди (пункте таможенного оформления), будет оформляться на перевозчика из России, Беларуси и других стран не входящих в запрещенный список, который будет продолжать движение по таможенной процедуре таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения. 

ВОПРОС №4. Возможно ли будет перевозчику из ЕС при ввозе иностранного прицепа на территорию Беларуси оставить его в зоне ожидания системы электронной очереди (пункте таможенного оформления) и уехать обратно в ЕС, не дожидаясь его перецепки на автотранспортные средства перевозчиков из России, Беларуси и других стран не входящих в запрещенный список?

ОТВЕТ: Перевозчик из ЕС при ввозе иностранного прицепа на территорию Беларуси имеет право оставить его в зоне ожидания системы электронной очереди (пункте таможенного оформления) и уехать обратно в ЕС не дожидаясь его перецепки на автотранспортные средства перевозчиков из России ил Беларуси, при этом поместив данный прицеп под одну из таможенных процедур в соответствии с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Из изложенного следует, что указанные обоюдные запреты хоть и усложняют процессы перевозок грузов, но полностью их не останавливают!  

Для поиска эффективных решений в период санкционных ограничений, используйте компетенцию профессиональных транспортных юристов.

Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Подписывайтесь на нашу рассылку в InstagramFacebookВКонтактеTelegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Удачи на дорогах!

Владимир Мальгин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 19.04.2022

Оформление пропуска на МКАД

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?