Как перевозчику защитить себя от финансовых претензий заказчика при перевозке санкционного груза

Ежедневно на границах Евросоюза таможенными органами задерживаются транспортные средства и товары по подозрению в нарушении санкционного законодательства ЕС.

Основные причины задержания грузовиков и товаров более подробно были разъяснены в предыдущих публикациях на эту тему.

В данной статье остановимся на спорных аспектах взаимоотношений заказчика перевозки и международного перевозчика, в рамках которых заказчик предъявляет претензии транспортной компании за нарушение условий договора по доставке груза до места назначения.

Для реалистичности данной публикации возьмем живой пример из нашей практики, где заказчик груза из РФ заключил договор перевозки на доставку груза с международным перевозчиком из ЕС, транспортное средство которого вместе с товаром было задержано таможенным органом Евросоюза на одном из европейских МАПП.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

Между транспортной компанией «Х» (далее, — «Перевозчик») и заказчиком перевозки, компанией «Y» (далее, — «Заказчик») заключен договор на оказание транспортных услуг (далее, — «Договор»).

В рамках Договора Перевозчику было поручено организовать перевозку в международном автомобильном сообщении груза — строительная фурнитура для окон, код 83024150 и строительная фурнитура для дверей, код 83024110, весом брутто 18299 кг (далее, – «Товар»).

17.07.2025 со слов Перевозчика были оформлены экспортные документы: EX таможенная декларация и инвойсы. К обращению приложена таможенная декларация, оформленная грузоотправителем – компанией «Z» из Евросоюза.

Условия поставки Товара, указанные в товаросопроводительных документах – FCA -Гамбург, Германия.

18.07.2025 был подписан Регламент Совета (Решение Совета) ЕС 2025/1494 от 18 июля 2025 года о внесении изменений в Регламент (ЕС) № 833/2014 об ограничительных мерах в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию в Украине, который ввел силу 18-й пакет санкций Европейского союза в отношении Российской Федерации.

18.07.2025 составлена CMR от 18.07.2025, и Товар был принят к перевозке Перевозчиком.

19.07.2025 был опубликован Регламент Совета (Решение Совета) ЕС 2025/1494 от 18 июля 2025 года, который ввел запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт товаров, которые могут способствовать, в частности, укреплению российских промышленных мощностей, перечисленных в Приложении XXIII Регламента (ЕС) 833/2014, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для использования в России, в частности Товаров с таможенным кодом 8302.

Исходя из текста Регламента Совета (Решение Совета) ЕС 2025/1494 от 18 июля 2025 года, он вступил в силу 20.07.2025 на следующий день после его опубликования.

24.07.2025 по сведениям Перевозчика была осуществлена фактическая отгрузка товара, что не соответствует информации, указанной в CMR от 18.07.2025.

26.07.2025 по сведениям Перевозчика грузовой автомобиль с Товаром прибыл на европейский МАПП «ХХХ».

По сведениям из письма таможенного органа ЕС 26.07.2025 была зарегистрирована таможенная декларация на Товар.

28.07.2025 Перевозчик по электронной почте сообщил Заказчику о том, что водителю сотрудник таможни на МАПП дал указание выгрузить весь товар для проверки на санкционный груз, и попросил считать простой грузовика с 26.07.2025.

29.07.2025 сотрудники таможенной службы инициировали досмотр и задержали транспортное средство с Товаром.

29.07.2025 был составлен протокол контроля таможенной декларации — контроль товаров, транспортных средств.

12.08.2025 Перевозчик по электронной почте сообщил Заказчику перевозки о сложившейся ситуации с задержанным грузом и о регистрации дела в компетентных органах, а также возможных вариантах разрешения сложившейся ситуации.

02.09.2025 Перевозчику поступило письмо Заказчика о необходимости предоставления информации о принимаемых мерах для высвобождения груза и сроках доставки его Заказчику, а также претензии относительно нарушений сроков доставки и применении имущественной ответственности (убытков), которые будут возложены на Перевозчика за нарушение договора перевозки груза.

P.S.: В CMR от 18.07.2025 указано, что данная перевозка, несмотря ни на какие прочие договоры, осуществляется в соответствии с условиями Конвенции.

Правомерны ли претензии Заказчика груза к Перевозчику при изложенных выше обстоятельствах, и какую ответственность несёт Перевозчик в этой ситуации?

ВЫВОДЫ:

В соответствии с положениями ст. 17 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (Заключена в г. Женеве 19.05.1956) (далее — КДПГ) — перевозчик освобождается от ответственности по возмещению убытков, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли по вине правомочного по договору лица, вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить.

В соответствии с положениями Договора перевозки и КДПГ (статьи 7,8,11,17) Перевозчик не обязан был совершать таможенное оформление товара, соблюдать таможенные формальности и проверять на соблюдение отправителем/получателем товара таможенных запретов и ограничений, установленных Европейским союзом.

У Перевозчика отсутствуют объективные риски привлечения  к имущественной ответственности со стороны Заказчика перевозки, так как ни положениями Договора перевозки груза, ни положениями действующего транспортного законодательства на Перевозчика не возложена обязанность по проверке Товара на запрет его ввоза (поставку) на территорию РФ и по соблюдению таможенных формальностей, связанных с необходимостью проверки товара на наличие существующих запретов и ограничений.

В соответствии с положениями Договора перевозки на Перевозчика возложена только обязанность «физической» перевозки товара, без проверки пакета документов и таможенно-разрешительного законодательства.

Более того, на момент принятия груза к перевозке (18.07.2025 по накладной) запрет на ввоз (поставку) в Россию Товаров с таможенным кодом 8302 еще не вступил в силу.

В соответствии с условиями поставки товара FCA обязанность по соблюдению таможенных формальностей и проверке введенных «санкционных» запретов на поставку товаров на территории Европейского союза должна быть возложена на отправителя Товара.

Перевозчик в соответствии с поручением Заказчика перевозки выполнял его требование по доставке груза в Россию, и при изменении обстоятельств в соответствии с положениями ст. 12 КДПГ Отправитель (Получатель, Заказчик перевозки) имел право изменить маршрут перевозки и потребовать вернуть товар на место погрузки или перенаправить его на другое разрешенное место доставки.

Перевозчик в соответствии с положениями законодательства не имел оснований не подчиниться требованиям сотрудников таможни Евросоюза.

В данной ситуации отсутствует причинно-следственная связь между действиями Перевозчика и возможными убытками, причиненными Заказчику в связи с задержанием сотрудниками таможенных органов ЕС перевозимого перевозчиком Товара — строительная фурнитура для окон, код 83024150 и строительная фурнитура для дверей, код 83024110.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Для защиты своих интересов компании Перевозчика необходимо направить в адрес Заказчика официальное заказное письмо по почте с описью документов и продублировать данное письмо по электронной почте, в котором указать, что Товар, перевозимый перевозчиком, задержан по требованию сотрудников таможенных органов ЕС до окончания расследования по причине нарушения введенного Регламентом Совета (Решением Совета) ЕС 2025/1494 от 18 июля 2025 года запрета на продажу, поставку, передачу или экспорт товаров, которые могут способствовать, в частности, укреплению российских промышленных мощностей, перечисленных в Приложении XXIII Регламента (ЕС) 833/2014, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для использования в РФ – в отношении товаров с таможенным кодом 8302.

В письме также необходимо указать, что задержанный сотрудниками таможенного органа товар с 26.07.2025 по настоящее время находится в полуприцепе перевозчика по адресу таможенного склада (указать адрес).

В письме Заказчику, в соответствии с положениями ст. 14 КДПГ, надо обязательно запросить инструкции от лица, которое имеет право распоряжаться грузом, каким образом поступить с Товаром.

К письму приложить протокол контроля таможенной декларации — контроль товаров, транспортных средств от 29.07.2025, протокол задержания (изъятия) Товара сотрудником таможенного органа и иные документы, составленные сотрудниками таможенного органа, подтверждающие задержание товара.

Для тех, кому необходима профессиональная помощь по санкционному законодательству Евросоюза, а также возврату задержанных транспортных средств и товаров, обращайтесь к профессиональным юристам в этой теме.

Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Подписывайтесь на нашу рассылку в InstagramFacebookВКонтактеTelegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Удачи в бизнесе!

Роман Образцов
Управляющий Партнер
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 30.09.2025

Оформление пропуска на МКАД

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

qr