10 шагов при задержании товара и грузового транспортного средства по подозрению в нарушении санкционного законодательства Евросоюза
Ежедневно таможенные органы Европейского Союза задерживают транспортные средства и товары по подозрению в нарушении санкционного законодательства ЕС.
В основном данные таможенные правонарушения выявляются на границах прибалтийских стран (Латвии, Литвы, Эстонии). Именно на этих участках границы грузы, следующие через международные автомобильные пункты пропуска в Россию или транзитом через РФ, подвергаются более тщательному контролю.
В основном участники ВЭД попадают под прицел таможенников после первичного изучения комплекта товаросопроводительных документов на груз (договор, счёт, спецификации, таможенные декларации, CMR и пр.).
Ключевыми маркерами для проведения таможенниками Евросоюза на МАПП досмотра транспортных средств с товарами на предмет нарушения санкционного законодательства являются следующие:
- Совпадения перевозимого товара с санкционными списками: перевозка товаров с санкционными кодами ТН ВЭД (например: запасные части для автомобилей).
- Несоответствия в документации на груз: противоречивые сведения в товаросопроводительных документах (далее, — ТСД) относительно перевозимого товара.
- Использование ложных или поддельных сертификатов: выявление признаков недостоверности документов.
- Маршрут следования: использование маршрутов, которые косвенно свидетельствуют о возможном нарушении санкционного законодательства (транзит товаров через РФ в третью страну (например, Казахстан или др. страны СНГ).
- Тип и характеристики груза: товары с признаками двойного назначения, которые имеют одновременно гражданское и военное применение или практически идентичные с товарами, имеющими санкционный код.
- Подозрительное поведение водителя: нервозность, суетливость, «бегающий взгляд».
- Наличие признаков открытия грузового отсека: отсутствие или повреждение пломбы, надрезы тента и др. механические повреждения грузового отсека.
- Риск-профиль перевозчика и (или) отправителя/получателя товара: наличие ранее выявленных нарушений санкционного законодательства хотя бы по одному из участников перевозки.
- Наличие оперативной информация по конкретной поставке: сведения из оперативных источников о возможном нарушении санкционного законодательства.
Все вышеназванные маркеры позволяют таможенникам Евросоюза эффективно выявлять возможные нарушения ещё перед проведением таможенного досмотра.
В рамках таможенного досмотра происходит техническая сверка того, что указано в ТСД и фактическим товаром, который находится в грузовом отсеке.
Одной из самых распространённых ошибок большинства участников ВЭД при перевозке санкционного груза является наличие второго комплекта ТСД на груз, который водитель, как правило, провозит в кабине транспортного средства либо прячет под обшивкой салона. Опытный таможенник на границе очень хорошо знает эти ухищрения водителей и практически на 100% выявляет наличие таких документов.
После выявления формальных признаков нарушения санкционного законодательства транспортное средство с товаром автоматически задерживается и начинается углубленная проверка документов и груза со всеми вытекающими последствиями.
Таможня начинает активный сбор и фиксацию доказательств для привлечения виновного лица к уголовной ответственности и конфискации груза. Причем для таможенного органа Евросоюза особо не имеет значения факт привлечения конкретного лица к уголовной ответственности. Основная задача Таможни ЕС – конфисковать санкционный товар!
Для этого таможней применяются определенные технические уловки, одной из которых является откровенный беспредел в отношении участников внешнеэкономической деятельности (перевозчиков, экспедиторов, отправителей и получателей груза), который начинается с того, что после остановки груза и задержания транспортного средства с товаром на границе про участников ВЭД просто забывают!
У таможенного органа Евросоюза есть определённая процедура проведения проверки по санкционным кейсам, но она не имеет четких рамок и границ, в связи с чем большинство перевозчиков и владельцев грузов сталкиваются с тем, что по 2 (два) года не могут забрать свои транспортные средства и товары, которые не всегда имеют отношение к санкционному грузу и по факту незаконно удерживаются таможней до окончания расследования по делу.
Конечно, этому есть логичное объяснение, которое не скрывают сами таможенники и инспектора, осуществляющие ведение уголовных дел по «санкционке». Во-первых – это огромный объём проверок и возбужденных уголовных дел по санкционным грузам, которые они физически не могут обработать (речь идет о тысячах санкционных кейсов!). Во-вторых – это низкий уровень квалификации инспекторов, которые расследуют данные дела и осуществляют проверки.
В итоге страдают все! И те, кто реально нарушил санкционное законодательство, и те, кто просто попал под «молотки» административной системы, которая достаточно часто ошибается.
При таком подходе добросовестные участники ВЭД несут не только огромные убытки от таких действий, а зачастую элементарных бездействий таможенных органов, но и временные, финансовые и репутационные риски, связанные с осуществлением своей профессиональной деятельности.
И самое печальное заключается в том, что при отсутствии со стороны перевозчиков, экспедиторов, отправителей и получателей товаров конкретных точечных действий направленных на защиту своих интересов, никто из должностных лиц правоохранительных органов таможни и полиции за эти действия/бездействия не понесет никакой ответственности!
Так что же в итоге необходимо сделать участнику ВЭД, чтобы исключить такое отношение со стороны таможенного органа и в кратчайшие сроки возвратить удерживаемый по подозрению в нарушении санкционного законодательства товар и транспортное средство, на котором перевозился груз?
Вот 10 простых шагов, которые необходимо использовать в данной ситуации:
ШАГ №1: оценить реальную ситуацию и риски.
На данном этапе вам понадобится грамотный таможенный юрист, который на старте проведет объективную правовую экспертизу документов и вашей ситуации в комплексе и предложит эффективный алгоритм действий (стратегию и план действий) по защите ваших интересов, а также конкретные решения по ускорению процедуры возврата товара и транспортного средства.
ШАГ №2: оформить доверенность на представителя (юриста), который будет официально заниматься решением данного вопроса.
Для взаимодействия с правоохранительными органами по санкционным кейсам потребуется нотариальная доверенность с апостилем. Без правильно оформленной доверенности все ваши усилия по выстраиванию коммуникаций с должностными лицами таможни и полиции будут бесполезными.
ШАГ №3: выявить конкретное должностное лицо, ответственное за ведение проверки или уголовного дела по вашему грузу (фамилия, имя, должность, контактные данные для оперативной связи).
ШАГ №4: организовать личную встречу с ответственным должностным лицом по вашему кейсу
Это действие значительно усиливает эффективность дальнейших действий и скорость принятия решений по вашему грузу и транспортному средству.
ШАГ №5: направить официальный письменный запрос инспектору с целью выявления конкретных причин задержания вашего груза и транспортного средства
Это действие даст понимание участнику ВЭД о том, какую информацию ему необходимо представить для ускорения процедуры проверки и принятия решения по делу.
ШАГ №6: контролировать обратную связь (ответы) от инспектора на ваши запросы и добиваться своевременного получения ответов на них в установленные законом сроки (на регулярной основе).
ШАГ №7: оперативно реагировать на затягивание официальных ответов (бездействий) инспектора по проверке / делу путём личного взаимодействия с непосредственным руководителем инспектора и (или) вышестоящим надзирающим органом, а также направления обоснованных письменных запросов.
ШАГ №8: своевременно направлять информацию и документы по запросу инспектора, имеющие влияние на скорость принятия решения по проверке /делу.
ШАГ №9: письменно реагировать на бездействия должностного лица по санкционному кейсу (мотивировать инспектора фокусировать первоочередное внимание на вашем деле).
ШАГ №10: своевременно направлять жалобы в ведомственном порядке и в вышестоящие органы с целью исключения затягивания сроков и бездействия должностного лица по вашему делу.
Ошибка большинства участников ВЭД заключается в том, что, пытаясь сэкономить деньги, и, действуя самостоятельно без привлечения профессионального юриста, практикующего в сфере санкционного законодательства, они попадают в ловушку, суть которой заключается в том, что у них:
— отсутствует вся картина по проблемной ситуации и согласованная линия поведения (защиты), которую необходимо выстраивать заблаговременно.
— отсутствует прямой контакт и личные коммуникации с лицом, принимающим решение по проверке / делу.
Подобные упущения со стороны перевозчика, экспедитора и владельца груза влекут за собой значительные риски привлечения к уголовной ответственности, а также усложнение процесса и увеличение сроков по возврату задержанного транспортного средства и товара.
Для тех, кому необходима профессиональная помощь по санкционному законодательству Евросоюза, а также возврату задержанных транспортных средств и товаров, обращайтесь к профессиональным юристам в этой теме.
Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!
Удачи в бизнесе!
Роман Образцов
Управляющий Партнер
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 08.07.2025
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?