Таможенная логистика. Правила ввоза товаров в Россию

С внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) непосредственно связано понятие «таможенная логистика», отдельные нюансы которого рассмотрим в данной статье. 

Если раньше было достаточно сложно вести ВЭД в связи с необходимостью физического присутствия всех контрагентов, подписания документов, представления всех бумажных оригиналов документов в различные инстанции, в том числе в таможенные органы, то сегодня в связи с развитием информационных технологий ведение ВЭД значительно упростилось. 

Способы перемещения грузов

Таможенная логистика включает различные способы перемещения грузов, что зависит от характера груза и условий перемещения, а также скорости перемещения. Во внешней торговле используются различные виды транспорта: авиационный, железнодорожный, морской, автомобильный. Вид транспорта выбирается в зависимости от цены, скорости и времени перемещения товаров. Самый быстрый и дорогой вид транспорта – авиационный. Самый дешевый, но длительный – морской. 

Вид транспорта определяется в зависимости от запроса клиента. 

Например, если нужно доставить высокотехнологичное, малогабаритное и очень дорогое оборудование в сжатые сроки, то целесообразнее воспользоваться авиаперевозкой. Стоимость перевозки не сильно ударит по конечной цене товара. 

Если же нужно привезти большое количество крупногабаритного товара, дешевого, при этом мы имеем длительный срок ожидания, и товар ввозится из страны с наличием морских портов, то можно воспользоваться морским транспортом. 

Также можно комбинировать виды транспорта, и тогда такие перевозки называют мультимодальными.

Базовые условия таможенной логистики

Во время перемещения всех грузов через таможенную границу ЕАЭС абсолютно все грузы будут проходить через таможню и подлежать так называемой таможенной очистке. В Таможенном кодексе ЕАЭС определено, что все товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат определенным видам таможенного контроля (ТК). 

Решение вопроса о том, как лучше выстроить транспортную и таможенную логистику, начинается с заключения контракта. Все участники ВЭД, заключая между собой внешнеэкономические договоры, указывают определенные условия, требования, виды товаров, их стоимость, количество, вес, количество мест, а также условия поставки. Существуют международные правила «Инкотермс», которые распределяют обязанности контрагентов при перемещении товаров, их знание позволит минимизировать издержки при совершении внешнеэкономической операции.

Первичная регистрация на таможне

При первичной регистрации на таможне участник ВЭД должен подготовить необходимый пакет документов, который у него затребуют на таможенном посту фактического контроля. 

При этом пакет документов можно подать и вместе с таможенной декларацией. Но заблаговременная регистрация значительно ускоряет и упрощает процесс прохождения таможенных формальностей в дальнейшем, когда товар уже прибудет на границу.

Участник ВЭД подает пакет документов о постановке на учет в налоговой инспекции, об организационно-правовой форме, учредительные документы и т.д. Таможенный орган вносит в собственную базу данных эту информацию. Далее информация будет анализироваться и использоваться, в том числе системой управления рисками таможенных органов. 

Информация об организации может быть подана совместно с декларацией на товары. Таможня оставляет за собой право перепроверки совместно с информационными модулями, интегрированными с другими государственными органами. При отсутствии замечаний организация успешно включается в базу данных.  

Предварительное информирование

Далее, таможенный орган необходимо заранее информировать о прибытии товаров. С 1 июля 2019 года предварительное информирование осуществляется по всем видам транспорта в обязательном порядке. 

Предварительное информирование позволяет ускорить процесс прохождения таможенных формальностей и оптимизировать работу таможенных органов в части работы системы управления рисками. 

В случае отсутствия предварительного информирования груз будет находиться на границе, и перевозчику необходимо будет подать информацию о грузе и получить регистрационный номер этого уведомления, и такой груз станет рисковой партией.

Иные виды контроля

Контроль осуществляется не только таможней, но и другими государственными органами, имеющими полномочия по обеспечению соблюдения законодательства на границе. Есть товары, требующие прохождения фитосанитарного и ветеринарного контроля. Такие товары можно ввезти на территорию РФ при условии предоставления разрешительных документов. 

На этапе предварительного информирования таможенные органы анализируют поданную информацию и при необходимости информируют смежные органы о необходимости проведения контроля с их стороны. 

У участника ВЭД есть право подать расширенный перечень информации для ускорения процесса прохождения таможенного и других видов контроля. 

Фактический ввоз товара

При оформлении фактического прибытия товаров участником ВЭД представляются все разрешительные и товаросопроводительные документы. 

Если документы проходят проверку, и никаких дополнительных сведений запрашивать не приходится, и таможенный досмотр проводить не нужно, то груз допускается к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.

Помещение под таможенную процедуру

Если товар разрешен к ввозу на территорию РФ, но товар все еще находится под ТК, он еще не разрешен таможней в свободное обращение, его нужно поместить под одну из таможенных процедур. В Таможенном кодексе ЕАЭС всего 17 таможенных процедур: выпуск для внутреннего потребления (импорт), экспорт, транзит, реэкспорт, реимпорт, временный ввоз и временный вывоз и др. 

Выбор таможенной процедуры зависит от цели перемещения товаров. В некоторых процедурах могут не применяться меры тарифного и нетарифного регулирования. Это тоже часть таможенной логистики, которую можно заранее просчитать и рассчитать для того, чтобы ввозить товар на территорию РФ. 

Классификация товаров

Как узнать, какому виду контроля какой товар подлежит? 

Каждый товар имеет определенный код ТН ВЭД. Иногда такие коды указываются в документах отправителя. Для точного определения кода ТН ВЭД необходимо также обладать определенными знаниями. Можно запросить предварительное классификационное решение в таможенном органе. 

При наличии кода товаров можно проверить, нужны ли какие-либо дополнительные виды контроля, либо разрешительные документы. Ошибка в определении кода может иметь ряд последствий, в том числе задержание товаров, возбуждение дела об АП и др. Правильность определения кодов ТН ВЭД, умение согласовать эти коды с таможенным органом до фактического прибытия товаров на границу, является одним из компонентов таможенной логистики. 

К сожалению, существует практика, когда таможня рассматривает неправильное заявление кода товаров как уклонение от уплаты таможенных платежей, что приводит к привлечению декларанта к административной ответственности (ст. 16.2 КоАП РФ), а в некоторых случаях и к уголовной ответственности (ст. 194 УК РФ). 

Происхождение товаров

Важным аспектом таможенной логистики является определение страны происхождения товаров. 

Есть отдельные правила для развивающихся и наименее развитых стран, а также для стран, образующих с Россией зону свободной торговли (ЗСТ). 

Документом, который подтверждает страну происхождения товаров, является сертификат о происхождении товара. 

Существует много нюансов в вопросе определения страны происхождения товаров. Товар может быть не полностью, а лишь частично произведен в стране с льготным режимом. 

Таможенная стоимость

Следующий важный аспект таможенной логистики – это таможенная стоимость товаров. Прекрасно понимая, что таможенная стоимость влияет на размер таможенных платежей, некоторые участники ВЭД ввозят товары по более низкой стоимости. Таможня оставляет за собой право контроля таможенной стоимости и ее корректировки. Поскольку в таможенную стоимость могут входить дополнительные затраты, такие как транспортировка, страховка, лицензионные платежи, декларанту следует корректно заявить таможенную стоимость товаров. 

Если таможня не соглашается с заявленной таможенной стоимостью, существует механизм ее доказывания, в том числе в судебном порядке. Таможенное законодательство предусматривает возможность обжалования действий и бездействия таможни в вышестоящий таможенный орган или непосредственно в суд. 

Таким образом, основными рисками, которые нужно просчитать до начала таможенной операции, являются классификация товаров, страна происхождения и таможенная стоимость товаров. Таможенная логистика включает указанные аспекты, знание которых позволит участнику ВЭД оптимизировать свою деятельность с целью успешного развития в сфере внешней торговли.

Удачи в бизнесе!

Вахрушев Валентин Юрьевич,

Доцент кафедры таможенного дела РУДН, кандидат экономических наук
Партнер Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 23.06.2020

Как обжаловать постановление о штрафе в Германии?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как возвратить деньги за оплаченный утилизационный сбор в Таможне? 

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?