Сроки предъявления требования к заказчику об оплате за перевозку. Что нужно знать, чтобы не остаться без оплаты

Плата за международные грузовые перевозки часто становится полем битвы: кто кого. На практике мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, когда перевозчики забывают (возможно, из-за недостаточных знаний, небрежности или простого нежелания портить деловые отношения), что они имеют относительно короткий промежуток времени, чтобы потребовать оплату за выполненную перевозку. Со своей стороны, заказчики, как правило, часто этими короткими сроками оплаты пользуются.
Если Гражданский кодекс Литовской Республики (далее – ГК) устанавливает общий срок давности десять лет, то Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее – КДПГ) предусматривает общий срок давности только один год.
Именно общим сроком исковой давности, предусмотренным КДПГ, обычно пользуются заказчики. Во многих случаях перевозчик, получивший от заказчика ответ «опоздали», опускает руки. И только некоторые перевозчики знают, что возможность востребования фрахта на самом деле длится дольше, чем один год, предусмотренный в КДПГ. Заказчики, которые этого не знают, не только оплачивают фрахт, но также оплачивают проценты и возмещают юридические расходы, которые зачастую даже превышают сумму фрахта.
Итак, что должны знать участники перевозки, чтобы получать зарплату и обезопасить себя от дополнительных расходов?
Во-первых, фактически общий срок давности для требования оплаты за выполненную перевозку составляет не 1 год, а 1 год и 3 месяца.
Это связано с тем, что течение срока исковой давности для расчета с перевозчиком за выполненную перевозку в соответствии с подпунктом «c» пункта 1 статьи 32 КДПГ начинается спустя три месяца после подписания соответствующего договора перевозки (или заказа).
Например, если договор перевозки (или заказ на перевозку) был подписан 15.01.2020, то один год срок исковой давности для расчета с перевозчиком за выполненную перевозку по этому договору (заказу), начнется через три месяца после подписания договора перевозки и закончится 15.04.2021 (15.01.2020 + 3 месяца + 1 год).
Во-вторых, срок давности для требования оплаты за выполненную перевозку может составлять 3 года.
О 3-летнем сроке исковой давности для требования оплаты за выполненную перевозку многие понятия не имеют. Напрасно, поскольку в той же уже упомянутой статье КДПГ прямо указано, что в случае умышленных действий или в случае предъявления обвинения, которое согласно закону, применимому к суду, рассматривающему дело, приравнивается к умышленным действиям, срок давности составляет 3 года.
Тем не менее, следует отметить, что мнения о возможности применять 3-летний срок давности расходятся.
Первое преобладающее мнение состоит в том, что увеличенный до 3 лет срок давности следует рассматривать только как исключение, которое применяется, когда перевозчик, требуя применения 3-летнего срока давности, представляет в суд доказательства умышленного неправомерного поведения или грубой халатности со стороны заказчика, как это предусмотрено статьей 29 КДПГ.
Другие придерживаются мнения, что 3-летний срок исковой давности применяется только в том случае, если иск предъявлен к перевозчику в случае его умышленного неправомерного поведения или действия, но не в тех случаях, когда иск предъявляется к заказчику. Те, кто придерживается этой точки зрения, считают, что статья 32 КДПГ (которая устанавливает условия применения 3-летнего срока исковой давности), должна систематически интерпретироваться в сочетании со статьей 29 КДПГ, которая регулирует определенные аспекты ответственности перевозчика за его умышленные или преднамеренные действия, а не аспекты ответственности любой другой стороны транспортных отношений.
Окончательный вердикт на стыке указанных мнений огласил Верховный суд Литвы, по мнению которого подпункт «c» пункта 1 статьи 32 КДПГ, предусматривающий 3-летний срок исковой давности, применяется к иску, поданному любой из сторон договора перевозки. Важно лишь наличие доказательств умышленных противоправных действий (а равно умышленных противоправных бездействий). Это означает, что 3-летний срок исковой давности распространяется и на расчеты за перевозку, если установлены умышленные действия заказчика.
Например, в одном рассмотренном гражданском деле Верховный суд Литвы установил, что умышленное уклонение от уплаты в соответствии с пунктом 1 статьи 32 КДПГ должно рассматриваться как умышленное бездействие и является основанием для применения трехлетнего срока давности. Что можно считать умышленным уклонением от оплаты, зависит от конкретных обстоятельств доставки и поведения заказчика. В качестве обстоятельств, которые могут рассматриваться как умышленное уклонение от платежа, можно выделить следующие:
а) Заказчик, получив все документы, знал, что перевозчик выполнил свои обязательства, т.е. своевременно и надлежащим образом доставил груз на место, оговоренное в договоре; б) Заказчик знал о своем обязательстве и его размере, подтвердил его, подписав акт сверки с перевозчиком, и не оспаривал его;
в) Заказчик, будучи предпринимателем, понял, что он должен оплатить перевозчику за перевозку по спорному договору, но не рассчитался вовремя с перевозчиком, и так далее.
В-третьих, и годичные, и 3-летние сроки исковой давности могут быть приостановлены или прерваны.
Это означает, что эти сроки могут быть либо продлены, либо они могут начаться с начала. Такая возможность закреплена в пункте 3 статьи 32 КДПГ, которая предусматривает, что суд, рассматривающий дело, без ущерба для положений пункта 2 статьи 32 КДПГ, имеет право приостановить или прервать срок исковой давности в соответствии с законодательством суда, рассматривающего дело.
Если дело будет рассматриваться в Литве, будут применяться положения ГК. Статья 1.129 ГК предусматривает случаи, когда срок исковой давности может быть приостановлен (например, обстоятельства непреодолимой силы, объявленный государством мораторий и т. д.), и когда он может быть продлен.
Однако гораздо более актуальным является прерывание срока исковой давности, после которого прерванный срок исковой давности начинается заново. Прерывание срока давности регулируется статьей 1.130 ГК. Пункт 2 статьи 1.130 ГК предусматривает, что срок исковой давности прерывается действиями, совершенными должником, которые свидетельствуют о признании им обязательства. Такими действиями заказчика, которые показывают, что он признает свою задолженность перед перевозчиком, могут являться:
а) Подписание акта сверки взаиморасчетов;
б) Зачет встречных требований, выполненный заказчиком;
в) Простое электронное письмо с подтверждением долга и/или указанием, что он намерен заплатить. Конечно, признание может быть выражено в любой форме (включая вербальную), но важно то, что доказать вербальное признание практически невозможно.
Прерванный срок исковой давности начинается заново с момента исчезновения обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исковой давности (пункт 3 статьи 1.130 ГК). Время, прошедшее до истечения срока исковой давности, в новый срок не засчитывается. Например, в случае подписания договора перевозки (заказа на перевозку) 15.01.2020 г. годичный срок исковой давности для оплаты за выполненную перевозку должен начинаться спустя три месяца после подписания договора перевозки и заканчиваться 15.04.2021 г. (15.01.2020 + 3 месяца + 1 год). Но если, к примеру, 01.02.2021 г. заказчик подписывает акт сверки взаиморасчетов с перевозчиком, то срок исковой давности начинается заново с 01.02.2021 г. и истечет лишь 01.02.2022 г. Этот пример также можно применить к сроку давности 3 года.
Оценив указанную выше информацию о течении срока исковой давности для расчета с перевозчиком за выполненную перевозку, следует отметить, что злоупотребление своими правами никогда не дает положительного результата в долгосрочной перспективе. По этой причине во всех случаях мы рекомендуем действовать добросовестно таким образом, чтобы избежать обращения в суд, потому что:
1. Суд может разрешить спор иначе, чем ожидают стороны, поскольку суд оценивает все обстоятельства на основании своего внутреннего убеждения, основанного на полном и объективном исследовании обстоятельств, доказанных в соответствии с законом.
2. Судебный процесс требует времени (только в первой инстанции продолжительность разбирательства может составлять до 1 года).
3. Судебный процесс требует дополнительных затрат, которые часто могут превышать искомую (оспариваемую) сумму.
4. Судебный процесс может повредить деловым отношениям.
Поэтому не стоит забывать, что разрешение спорных вопросов мирным путем, на стадии досудебного урегулирования, всегда более предпочтительно, поскольку экономит заинтересованной стороне время, деньги и усилия, в особенности если доверить ситуацию опытным юристам, которые готовы оказать профессиональное содействие в получении оплаты за перевозку как без обращения в суд, так и в судебном порядке, если иные меры не дадут положительного результата.

Удачи на дорогах!

Артурас Вайшвила
Адвокат
Юридическая фирма «TRINITI JUREX»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе

Опубликовано 17.11.2020

Как перевозчику оформить пропуск на МКАД?

Как возвратить дорожный сбор в Германии?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?