Расходы на таможенный досмотр. Право перевозчика на компенсацию издержек при экспорте с территории России

Перевозчики часто обращаются к нам с вопросом о том, кто должен платить за таможенный досмотр товара в случае, если при выезде с территории Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) с грузом в адрес перевозчика от сотрудника таможенного органа в рамках таможенного контроля поступило требование о проведении грузовых операций в отношении товаров и транспортных средств. 

Не секрет, что стоимость полной разгрузки, погрузки, взвешивания и т.п. операций с товаром на складе временного хранения (далее  СВХ) составляет значительную сумму, оплата которой перевозчиком практически полностью обесценивает перевозку груза, что ставит в перевозчика в затруднительное положение и может привести к срыву доставки товара. 

В связи с этим рассмотрим с точки зрения закона, на кого возлагается обязанность по оплате проведенных грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, осуществляемых в рамках такой формы таможенного контроля как таможенный досмотр при экспорте товара с территории ЕАЭС. 

Как правило, при экспорте товара с территории ЕАЭС при проведении таможенного контроля по требованию таможенного органа лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, является декларант (он же отправитель груза), таможенный представитель и (или) иное уполномоченное лицо 

Входит ли перевозчик груза в перечень лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров 

Чтобы установить это, обратимся к нормам Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС). 

Пунктом 1 статьи 82 ТК ЕАЭС установлено, что таможенные операции совершаются таможенными органами, декларантами, перевозчиками, лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, иными заинтересованными лицами.  

В силу пункта 10 статьи 310 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов, не допускается причинение неправомерного вреда лицам, чьи интересы затрагиваются действиями таможенных органов или их должностных лиц при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам (пункт 11 статьи 310 ТК ЕАЭС). 

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 328 ТК ЕАЭС таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль. 

Согласно пункту 3 статьи 328 ТК ЕАЭС таможенный орган уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица установлены. При назначении времени проведения таможенного досмотра учитываются разумные сроки прибытия таких лиц. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 348 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля по требованию таможенного органа декларант, владелец склада временного хранения или таможенного склада, таможенный представитель и (или) иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести перевозку (транспортировку), взвешивание или обеспечить определение количества товаров иным способом, произвести погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и иных мест, в которых находятся (могут находиться) такие товары. 

В силу пункта 2 статьи 348 ТК ЕАЭС перевозчик обязан способствовать совершению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит (транспортирует), и транспортных средств, которыми осуществляется перевозка (транспортировка) таких товаров. 

Здесь важно отметить, что в случае экспорта товаров Союза с территории ЕАЭС (в отличие от тех случаев, когда иностранные товары импортируются на таможенную территорию ЕАЭС), товары помещаются только под таможенную процедуру экспорта. Помещение их перевозчиком под таможенную процедуру таможенного транзита не требуется.  

А значит перевозчик не обладает статусом ни декларанта, ни иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров. 

Из анализа данных правовых норм, и прежде всего речь идет о пунктах 1 и 2 статьи 348 ТК ЕАЭС, возможно прийти к выводу о том, что на перевозчика возложена только обязанность способствовать проведению грузовых и иных операций с товарами, которые он перевозит, и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу, но не обязанность по совершению определенных грузовых и иных операций с товарами. 

Таким образом, из изложенного можно сделать следующие выводы: 

а) Перевозчик при экспорте товаров с территории ЕАЭС не входит в круг лиц, которые обязаны осуществлять по требованию таможенного органа грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств, необходимых для проведения таможенного контроля, указанные в пункте 1 статьи 348 ТК ЕАЭС.  

б) Сотрудник таможенного органа при экспорте товаров с территории ЕАЭС не имеет право напрямую требовать от перевозчика, чтобы тот обеспечил проведение грузовых операций в отношении товара и транспортного средства по указанной причине. 

Вправе ли перевозчик требовать компенсации издержек, понесенных в связи с таможенным досмотром 

При рассмотрении поставленного в настоящей статье вопроса существенное значение имеют положения Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее — КДПГ) как международного нормативно-правового акта, который возлагает определенные обязательства на отправителя груза, перевозчика и получателя груза. 

Договор перевозки может быть заключен перевозчиком как с грузоотправителем, так и с грузополучателем, либо с иным лицом (другим перевозчиком, экспедитором и т.д.) 

В статье 7 КДПГ указано, что отправитель несет ответственность за все издержки перевозчика и убытки, причиненные ему вследствие неточности или недостаточности:  

  1. a) указаний, приведенных в подпунктах b), d), e), f), g), h), j) пункта 1 статьи 6; 
  2. b) указаний, приведенных в пункте 2 статьи 6; 
  3. c) всех иных указаний или инструкций, которые даются отправителем для составления накладной или для включения в нее.

При этом отличие между издержками и убытками усматривается в том, что издержки наступают независимо от вины отправителя, выраженной в неточности или недостаточности указаний в CMR-накладной. 

Также следует обратить внимание на то, что ответственность отправителя за издержки перевозчика не обусловлена наличием между ними прямого договора. 

Таким образом, из положений КДПГ следует, что отправитель несет ответственность, в числе прочего: 

 за издержки перевозчика, связанные с неправильным указанием в CMR количества грузовых мест, веса брутто груза и наименования груза,  

— за издержки перевозчика, связанные с выполнением перевозчиком таможенных формальностей. 

Из указанного следует, что при экспортной перевозке товара с территории ЕАЭС перевозчик: 

  1. Не обязан выполнять требования сотрудника таможенного органа опроведении грузовых и иных операций с товарами для целей осуществления таможенного досмотра, так как в отношении перевозчика оно является незаконным.  

Такое требование сотрудник таможенного органа должен адресовать декларанту (отправителю груза), таможенному представителю или иному уполномоченному лицу. 

  1. Имеет правообратиться к отправителю груза, независимо от того, выступал ли он заказчиком перевозки, с требованием о компенсации ему указанных издержек, если перевозчик за свой счет осуществил по требованию сотрудника таможенного органа грузовые или иные операции с товаром и транспортным средством, в том числе и в судебном порядке.  

При этом перевозчику рекомендуется перед тем, как оплачивать услуги СВХ, уведомить отправителя груза (декларанта) о стоимости таких услуг и предложить ему оплатить их самостоятельно или нанять иных специалистов для проведения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств. 

В случае, если вы столкнетесь с неправомерными действиями должностных лиц таможенных органов, обязывающих Вас выполнять незаконные требования в рамках таможенного контроля, или Вам потребуется помощь по взысканию с отправителя груза издержек, связанных с таможенным досмотром товара, то вы всегда можете обратиться к компетентным юристамза помощью в защите Ваших прав и законных интересов. 

Удачи на дорогах! 

Владимир Мальгин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 08.12.2020

Оформление пропуска на МКАД

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

qr
x
ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ по оформлению пропусков на МКАД

Подпишитесь и получите скидку на пропуск!

Подписаться в Телеграмм
x
Оформи пропуск на МКАД
со скидкой 10%

при подписке на наш Телеграмм канал

Подписаться в Телеграмм