ПРОПУСК НА МКАД. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ВЫВОДЫ, ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

История с пропусками для въезда на территорию г. Москвы и МКАД (далее – пропуск МКАД, пропуск) началась в 2011 году, когда постановлением Правительства Москвы от 22.08.2011 № 379-ПП был введен запрет на въезд в дневное время на территорию Садового кольца (далее – СК), Третьего транспортного кольца (далее – ТТК), а позднее на территорию Московской кольцевой автомобильной дороги (далее – МКАД), грузовым транспортным средствам.

В 2013 году прозвучал первый звонок, когда из списка компаний, которые могут въезжать без пропуска на территорию г. Москвы и МКАД в дневное время, удалили международных автомобильных перевозчиков. При этом международным автомобильным перевозчикам оставили право въезда без пропуска на территорию г. Москвы и МКАД в ночное время.

Следующий этап наступил в 2018 году, когда международных автомобильных перевозчиков начали привлекать к административной ответственности за проезд в дневное время без пропуска на территорию г. Москвы и МКАД.

Ситуация кардинально изменилась 22 февраля 2021 года, когда был опубликован приказ Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 22.02.2021 № 61-02-75/21 (далее – Приказ № 61-02-75/21 от 22.02.2021), которым введены ограничения на въезд и движение по территории города Москвы, ограниченной МКАД, и на МКАД, включая ее внутреннюю и внешнюю стороны, для грузовых автотранспортных средств разрешенной максимальной массой более 12 тонн, в период с 22-00 23.02.2021 до 06-00 23.02.2022 (ночной период).

Для проезда в указанный период по территории г. Москвы и МКАД, как в дневное, так и в ночное время требовалось оформить пропуск в соответствии с положениями постановления Правительства Москвы от 22.08.2011 № 379-ПП или Постановления Правительства Московской области от 19.12.2017 № 1069/46.

Данные ограничения распространились также и на международных автомобильных перевозчиков, в том числе на иностранных перевозчиков.

5 марта 2021 года Приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 05.03.2021 № 61-02-97/21 (Приказ № 61-02-97/21 от 05.03.2021) были внесены изменения в Приказ № 61-02-75/21 от 22.02.2021, которым иностранным перевозчикам вернули возможность проезда по территории г. Москвы и МКАД без оформления указанного пропуска в период с 22.00 до 06.00.

Дополнительно, названным выше Приказом было определено, что с 05.04.2021 обязательное оформление пропуска для проезда по территории г. Москвы и МКАД в ночное время будет установлено и для автотранспортных средств разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, а также продлен срок для обязательного оформления данного пропуска в ночное время на период с 22-00 05.04.2021 до 06-00 05.04.2022.

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

  1. Въезд иностранных перевозчиков без пропусков на МКАД в ночное время – временное послабление. Данное решение было принято исключительно для того, чтобы снять напряжённую обстановку и выработать эффективные механизмы для полноценного контроля за перемещением перевозчиков по МКАД, а также отработки схемы фактического взыскания штрафов при въезде перевозчиков на территорию Российской Федерации и выезде за её пределы.
  2. В настоящее время, Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы проводится конкурс на внесение изменений в программное обеспечение интернет-портала, позволяющее подать заявку на получение пропуска для иностранного перевозчика (иностранного транспортного средства). Однако, очевидно, что кардинальных изменений после внесения данных корректировок не произойдёт и самостоятельно оформить пропуск без помощи российской компании, иностранный перевозчик не сможет ввиду отсутствия ЭЦП (электронной цифровой подписи).
  3. Сегодня, бюджет Российской Федерации теряет деньги в связи с непродуманной системой учета административных правонарушений иностранных международных автомобильных перевозчиков, регулярно нарушающих не только правила въезда на территорию МКАД, но другие требования безопасности дорожного движения, установленные законодательством РФ. Речь идёт о нарушении правил дорожного движения иностранными перевозчиками (несоблюдение скоростного режима, проезда под запрещающие знаки и т.д.)
  4. ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве совместно с Ространснадзором, ФТС, ФСБ России и другими профильными ведомствами уже находятся в финальной стадии завершения процесса по учёту посредством фотофиксации всех правонарушений, совершаемых иностранными перевозчиками на территории г. Москвы (МКАД) и других регионов РФ, с целью привлечения последних к административной ответственности, а также задержанию и недопущению движения транспортных средств до фактической оплаты штрафов на границе при выезде с территории России и при въезде в РФ.

СУТЬ НОВОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Суть системы государственного контроля за исполнением российского законодательства в области дорожного движения и транспорта состоит в том, чтобы наладить обмен информацией о собственниках иностранных транспортных средств между ФТС, транспортной инспекцией и подразделениями ГИБДД России (полиции) для возможности вынесения постановлений по делу об административных правонарушении, составленных по итогам фотофиксации нарушений в отношении иностранных перевозчиков.

Для решения этой задачи сотрудники таможенных органов и транспортной инспекции, находящиеся на границе, будут определять, кто является собственником въезжающих в Россию иностранных транспортных средств и предоставлять данную информацию сотрудникам полиции.

В свою очередь, сотрудники полиции будут направлять сотрудникам таможенных органов и транспортной инспекции, находящимся на границе, информацию о вынесенных в отношении иностранных перевозчиков административных постановлениях, составленных по итогам фотофиксации правонарушения, и реализовывать механизм взыскания вынесенных административных штрафов при их въезде и выезде в/из России.

Для этих целей в российские нормативно-правовые акты вносятся изменения, которые позволят задерживать или не допускать для дальнейшего движения иностранные транспортные средства, с использованием которых было совершено нарушение законодательства РФ в области дорожного движения и транспорта.

В настоящее время соответствующие изменения уже внесены в Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения, последняя часть которых вступит в законную силу 07.06.2021.

Внесенные в данный Федеральный закон изменения уже сейчас позволяют не допускать въезд для дальнейшего движения по территории России транспортных средств иностранных перевозчиков, на которых совершены правонарушения.

При этом, с 07.06.2021 должностные лица таможенных органов и транспортной инспекции смогут не допускать для дальнейшего движения через российскую границу указанные транспортные средства иностранных перевозчиков также и при их выезде из России.

Таким образом, механизм взыскания административных штрафов с иностранных перевозчиков за нарушения законодательства в области дорожного движения и транспорта заработает в полную силу уже в июне 2021 года.

ВЫВОДЫ

С российскими международными перевозчиками всё ясно. Оформление пропуска – обязательное требование для въезда на МКАД. Игнорирование правил влечёт существенные финансовые потери (риски).

С такими сюрпризами (крупными штрафами на сотни тысяч рублей) уже столкнулись многие иностранные транспортные компании, которые имеют свои аффилированные фирмы в России (например, в г. Смоленске и г. Калининграде).

У иностранных международных перевозчиков какое-то время (около 2-3 месяцев) ещё будет выбор для принятия осознанного решения по этому вопросу:

Вариант 1: Ничего не предпринимать до 07 июня 2021 и въезжать на МКАД без пропусков только в ночное время (с 22.00 до 06.00).

Вариант 2: Заблаговременно подготовиться к оформлению пропусков на МКАД для поддержания бесперебойной работы своих транспортных средств и выполнения обязательств перед своими клиентами по своевременной доставке грузов.

Уверен, что у многих иностранных перевозчиков возник разумный вопрос: «Зачем нужно заранее готовиться, если нам не нужен пропуск на МКАД в ночное время?»

Коротко отвечаю по существу заданного вопроса:

  1. Бесплатный временный проезд в ночное время для иностранцев отменят, поскольку такой подход ставит в неравные условия перевозчиков из России, которые обязаны оформлять пропуска для въезда на МКАД, как в дневное, так и в ночное время.
  2. После установления единых правил въезда на МКАД, иностранным перевозчикам придётся оперативно искать решение этого вопроса через российские организации, имеющие ЭЦП (электронную цифровую подпись). Более того, возникнет потребность очень быстро предоставлять документы для своевременного оформления пропусков.

Двухнедельный эксперимент в период с 23 февраля по 09 марта 2021 года с иностранными тягачами наглядно показал спектр проблемных вопросов, которые возникают у иностранцев, оформляющих пропуска на МКАД:

А) Низкое качество документов;
Б) Отсутствие необходимых документов (CMR, договор перевозки и пр.);
В) Поздний срок обращения за оформлением пропусков (как правило, за день до въезда на МКАД, из-за чего сдвигаются сроки его фактического получения и увеличиваются риски простоя транспортного средства).

  1. На рынке очень мало специалистов, которые умеют оформлять пропуска на МКАД для иностранных тягачей, так как это более сложная процедура, требующая дополнительных навыков и профессиональных знаний в сфере международных перевозок.
  2. В связи с кратным увеличением числа обращений на оформление пропусков МКАД со стороны российских и иностранных перевозчиков, документы новых иностранных перевозчиков будут оформляться по остаточному принципу, во вторую очередь.
  3. Спрос на оформление пропусков уже создал условия для появления новых видов мошенничества, жертвами которого стали не только международные, но и российские перевозчики.
  4. Увеличится число отказов в выдаче пропусков в связи с некорректным (неправильным) заполнением документов.
  5. Появятся новые основания для коррупции со стороны правоохранительных органов (ГИБДД, Ространснадзор, ФТС) в отношении перевозчиков, нарушивших правила въезда на МКАД.
  6. Увеличатся сроки прохождения границы в связи с необходимостью выполнения должностными лицами обязательных процедур по фиксации и учету выявленных правонарушений, совершаемых перевозчиками.

ЧТО ДЕЛАТЬ? ПЛАН ДЕЙСТВИЙ!

Наиболее эффективным вариантом решения вопроса по оформлению пропуска на МКАД, является заблаговременная подготовка документов и направление своему партнёру в России (российской компании) необходимых сведений о транспортных средствах с учётом планируемых дат въезда в г. Москву и МКАД.

Важность данной процедуры обусловлена тем, что при своевременной подготовке документов, значительно ускоряется процесс обработки информации, повышается качество оказания услуги, снижаются риски получения отказа в оформление пропуска.

Действовать сейчас или подождать, решайте сами!

Выбор всегда остаётся за вами!

Более 800 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Подписывайтесь на нашу рассылку в InstagramFacebookВКонтактеTelegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Удачи на дорогах!

Роман Образцов
Управляющий Партнер
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 16.03.2021

Как перевозчику оформить пропуск на МКАД?

Как возвратить дорожный сбор в Германии?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?