Практика привлечения перевозчиков к ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ за несоблюдение запретов и ограничений при вывозе и ввозе товаров из/в России
Не секрет, что профессиональный международный автомобильный перевозчик (далее — перевозчик) обязан знать запреты и ограничения, установленные различными странами на вывоз или ввоз из/в стран некоторых видов товаров.
В свою очередь, Россия для защиты своих интересов установила большое количество запретов и ограничений по вывозу и ввозу товаров, о которых перевозчики часто узнавали только во время таможенного контроля.
Всем перевозчикам следует обращать внимание не только на перевозку товара, который погружен в транспортное средство в РФ, но и на транзитную перевозку такого товара через территорию России, так как транзитная перевозка через территорию РФ товара, запрещенного к вывозу и ввозу, также подпадает под действие запретительных законов и считается вывозом/ввозом такого товара из России (за исключением соблюдения некоторых условий, указанных в постановлениях ниже по тексту).
При этом, за несоблюдение установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), решениями ЕЭК, нормативными правовыми актами РФ запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из РФ, предусмотрено наказание по статье 16.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с наложением на перевозчика административного штрафа в размере от 50000 до 300000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения.
- Выявление таможенным органом нарушения запретов и ограничений и практика привлечения перевозчиков к административной ответственности.
Установление нарушений несоблюдения запрета на вывоз/ввоз из/в России запрещённого товара обычно происходит на таможенных постах и при остановке транспортных средств таможенными мобильными группами.
При обнаружении данного нарушения на таможенных постах оно устанавливается сотрудником таможенного органа при изучении транзитной декларации, инвойса и CMR, так как в этом случае такой товар обычно следует транзитом через Россию, а перевозчик, совершая перевозку товара, находящегося под таможенной процедурой таможенного транзита (далее – ТП ТТ), обязан выезжать через таможенный пост.
Иногда совершение данного нарушения устанавливается таможенными мобильными группами при следовании перевозчиков через российско-белорусский и российско-казахстанский участок границы без открытия ТП ТТ при изучении сотрудником таможенного органа инвойса и CMR.
Также, когда перевозчик выступает в перевозке одновременно и грузоотправителем товара, то такое нарушение обнаруживается сотрудником таможенного органа дистанционно путем документальной проверки поданной статистической формы или таможенной декларации (если такая перевозка товара требует ее подачи).
Событием правонарушения является фактический вывоз/ввоз запрещенного товара или попытка вывоза/ввоз запрещенного товара (при контроле на границе) из/в России.
Установив такое нарушение, сотрудники российских таможенных органов сразу же возбуждают дело об административном правонарушении и часто изымают запрещенный к вывозу/ввозу из/в России груз, после чего привлекают перевозчика к ответственности и накладывают на него штраф самостоятельно или передают материалы дела в суд для принятия решения по делу судьёй.
При этом, обычно передача дела в суд об административном правонарушении происходит тогда, когда ставится вопрос о конфискации задержанного таможней груза, как предмета административного правонарушения.
Поэтому, если заказчик перевозки или перевозчик хотят сохранить перевозимый товар, им необходимо занимать активную линию защиты своих интересов в суде во избежание конфискации вывозимого дорогостоящего груза и причинения убытков заинтересованному лицу в виде утраченного товара.
В свою очередь, если перевозчик ввозил на территорию санкционный товар, не соблюдая установленные правила установки электронной навигационной пломбы, то такой товар подлежит уничтожению без возможности отмены такого решения в суде и таможне, а сам перевозчик дополнительно будет привлечен к административной ответственности.
Случаи из правоприменительной практики по данной категории административных дел:
1) Перевозчик совершал перевозку из Китая в Нидерланды аккумуляторов транзитом через территорию России.
При прохождении таможенного поста товар после таможенного контроля был задержан сотрудником таможни, а перевозчик позднее был привлечен к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ. После оплаты штрафа товар был возвращен перевозчику. Товар в последствии реализован на территории России.
2) Перевозчик совершал перевозку из России в Беларусь лома бытовой техники с содержанием драгоценного металла.
При прохождении российско-белорусской границы транспортное средство перевозчика было остановлено для проведения таможенного контроля мобильной таможенной группой, и ему был запрещен выезд из России. Перевозчик позднее был привлечен к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ. Товар был возвращен на место погрузки на территории России.
3) Перевозчик совершал перевозку из России в Беларусь автомобильного моторного масла.
При проверке поданной статистической формы сотрудником таможенного органа было установлено, что перевозчиком не соблюдены условия по вывозу из России в Беларусь такого товара. В отношении перевозчика возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 16.3 КоАП РФ.
4) Перевозчик совершал перевозку из России в Узбекистан электротехнического товара.
При прохождении российско-казахстанской границы транспортное средство перевозчика было остановлено для проведения таможенного контроля мобильной таможенной группой и часть запрещенного товара была задержана. Перевозчик позднее был привлечен к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ. Товар был возвращен перевозчику для последующего распоряжения после оплаты штрафа.
5) Перевозчик совершал перевозку из Италии в Россию молочных сливок.
При прохождении белорусско-российской границы транспортное средство перевозчика было остановлено для проведения таможенного контроля мобильной таможенной группой, и ему был запрещен въезд в Россию, так как перевозчик за 2 (два) часа до въезда на территорию РФ не обеспечил передачу оператору пломбирования (ЦРЦП) необходимых данных о перевозке. Позднее перевозчик был привлечен к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ. Товар был изъят и уничтожен. Обжалование действий таможенного органа в судебном порядке не привело к положительному результату. Действия таможенного органа признаны законными.
- Нормативно-правовые акты, которыми введен запрет на вывоз товаров из России, за несоблюдение которых перевозчиков привлекают к административной ответственности по ст. 16.3. КоАП РФ с возможным изъятием товара.
Такими нормативно-правовыми актами являются следующие документы:
— Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100»(приложение № 1) — запрет на вывоз товаров, кроме стран ЕАЭС, ДНР, ЛНР, Южная Осетия, Абхазия;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311 № «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100» (приложение № 2) — ограничения на вывоз товаров, кроме ДНР, ЛНР, Южная Осетия, Абхазия, Беларусь;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100» (приложение № 3) — вывоз возможен только по решению Правительства Российской Федерации независимо от страны назначения;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации» — разрешительный порядок вывоза в страны ЕАЭС;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 313 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100» — запрет на вывоз товаров для перечня стран, указанных в приложении № 1 данного постановления;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2025 № 744 «О введении временного запрета на вывоз из Российской Федерации отходов и лома драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, прочих отходов и лома, содержащих драгоценный металл или соединения драгоценных металлов, используемых главным образом для извлечения драгоценных металлов» — временный запрет на вывоз отходов и лома драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, прочих отходов и лома, содержащих драгоценный металл, действует с 01.06.2025 по 30.11.2025;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1716-83
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 592» — с 29.12.2018 введен запрет на вывоз из России на территорию Украины товаров по перечню согласно приложению № 2 к постановлению;
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12.01.2007 (Подписано в г. Москве 10.10.2018) — с 01.11.2018 запрещен вывоз России в Беларусь нефти сырой и нефтепродуктов с кодами ТН ВЭД 2709 00 — 2715 00 000 0 (за исключением 2711 21 000 0), 2902 20 000 0, 2902 30 000 0, 2902 41 000 0 — 2902 44 000 0 без специального согласования и декларирования;
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 09.12.2010 — определяется перечень нефтепродуктов, запрещённых или ограниченных к вывозу из России в Казахстан, перечень нефтепродуктов, запрещённых или ограниченных к экспорту из Казахстана за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Указанные перечни утверждаются компетентными органами сторон до составления индикативного баланса, предусмотренного Соглашением. Также такие товары подлежат декларированию (за некоторыми исключениями).
Постановлениями Правительства РФ №№ 311,312,313 запрещен вывоз следующих групп товаров, который периодически обновляется (поэтому надо отслеживать актуальную редакцию названных постановлений):
— сельскохозяйственная техника: бочки, цистерны, тракторы, печи хлебопекарные и кондитерские, сельскохозяйственные машины и оборудование;
— транспортные средства, их части и комплектующие: двигатели, летательные аппараты и их части, суда и плавучие конструкции и тому подобное;
— отдельные виды промышленной продукции: холодильники, кондиционеры, компьютеры, станки, оборудование, счетчики газа, и прочие товары;
— телекоммуникационное оборудование: телефоны, устройства хранения информации, мониторы, кабели, кабели волоконно-оптические и так далее;
— отдельные виды лабораторного, добычного, геологоразведочного, геофизического оборудования: оборудование для фильтрации жидкостей, бетономешалки, арматура, машины для добычи угля или горных пород, инструменты для бурения, печи и камеры промышленные или лабораторные, газо- или дымоанализаторы, и прочие товары;
— товары медицинского назначения: гипс, средства дезинфицирующие, реагенты диагностические или лабораторные, ампулы из стекла, колготы/гольфы для страдающих варикозным расширением вен, одноразовые халаты и простыни, резиновые перчатки и тому подобное;
— турбины, ядерные реакторы, радиолокационные приборы, аккумуляторы, станки для обработки металла и другие товары.
Выше указаны наиболее частые нормативно-правовые акты, запрещающие или ограничивающие (разрешен вывоз только при определенных условиях или при наличии исключений) вывоз товаров из России, за которые перевозчики привлекаются к административной ответственности по ст. 16.3. КоАП РФ. П
Перед организацией перевозки перевозчикам рекомендуется внимательно изучить указанные документы во избежание наступления негативных последствий.
- Нормативно-правовые акты, которыми введен запрет на ввоз товаров в Россию, за несоблюдение которых перевозчиков привлекают к административной ответственности по ст. 16.3. КоАП РФ с уничтожением ввозимого товара.
Такими нормативно-правовыми актами являются следующие документы:
— Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1716-83
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 592» — с 29.12.2018 введен запрет на ввоз в Россию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, по перечню согласно приложению № 1 к постановлению.
— Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420, от 24 июня 2019 г. N 293, от 21 ноября 2020 г. N 730, от 20 сентября 2021 г. N 534, от 11 октября 2022 г. N 725, от 18 сентября 2023 г. N 693 и от 18 сентября 2024 г. N 807» — с 07.08.2014 введен запрет ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия, Норвегия, Украина, Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Новая Зеландия, по перечню согласно приложению к постановлению.
Вышеуказанный запрет не распространяется на ввозимые сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие при осуществлении их транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны с соблюдением условий, установленных пунктом 1.1 Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
Данный Указ № 560 для совершения транзитных перевозок через территорию России регламентирует установку на транспортные средства электронных навигационных пломб ГЛОНАСС, а также наличие у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов.
В случае нарушения водителями транспортных средств при осуществлении таких автомобильных перевозок правил наложения (снятия) и применения пломб ГЛОНАСС, учетные талоны считаются недействительными, а перевозимый груз подлежит уничтожению.
О Правилах транзитной перевозки санкционных товаров по территории России ранее упоминалось в данной публикации: https://www.urvest.ru/novosti/unichtozhenie-sankczionnogo-gruza-po-prichine-narusheniya-pravil-tranzitnoj-perevozki-po-territorii-rossii .
Во избежание негативных последствий по привлечению перевозчиков к административной ответственности по ст. 16.3. КоАП РФ и уничтожению перевозимого товара перевозчикам перед ввозом санкционного товара на территорию России рекомендуется ознакомиться с Правилами транзитной перевозки санкционных товаров.
Из указанного выше следует, что перевозчикам следует внимательно относиться к организации перевозок товаров в/из России и принимать заблаговременные защитные меры для этого, а именно:
1) тщательно проверять введенные запреты и ограничения;
2) сверять товар со списком товаров, запрещенных к ввозу/вывозу из России;
3) в случае изъятия товара, запрещенного к вывозу, принимать меры для его возврата с целью исключения его конфискации, а именно, — наполнять материалы дела об административном правонарушении документами, подтверждающими неумышленность действий перевозчика;
4) обязательно принимать участие при рассмотрении дела в суде.
В случае, если вы столкнулись с подобной ситуацией, вы всегда можете обратиться к компетентным юристам за помощью в доказывании правомерности ваших действий, а равно в получении официальных разъяснений от уполномоченных органов.
Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!
Удачи на дорогах!
Роман Образцов
Управляющий партнер
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 29.07.2025
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?