Письменный запрос в таможенный орган как эффективный инструмент для принятия правильных решений участником ВЭД

Залог принятия верных решений в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), равно как и во многих других, – правильная и взвешенная оценка ситуации. Вступая во взаимоотношения с таможенными органами, участники ВЭД не всегда обладают всей полнотой информации, чтобы правильно определить:

– с чем связаны те или иные сложности в прохождении товаров и транспортных средств;

– каковы мотивы таможни при принятии решений;

– правомерны ли действия таможни;

– целесообразно ли обжаловать такие действия как незаконные, или лучше перестроиться и выполнить требования, предъявляемые должностными лицами таможни, чтобы минимизировать ущерб;

– есть ли возможность компенсировать понесенные убытки, и если да, то с кого именно.

Привлечение опытных юристов на данном этапе может помочь в объективном понимании ситуации, но отнюдь не всегда, поскольку действия и решения, принимаемые таможенным органом, включают в себя много факторов, которые зачастую непредсказуемы и неочевидны, особенно в отсутствие информации от первого лица. При этом конструктивный диалог с должностными лицами таможни возможен не в любой ситуации.

В подобных случаях мы рекомендуем использовать простой и эффективный инструмент, предусмотренный законодательством, – направление в таможенный орган письменного запроса о разъяснении причин и оснований принятого решения.

Применительно к деятельности российской таможни, данный инструмент предусмотрен статьей 265 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в которой указано, что лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято или подлежащее совершению действие не совершено в течение установленного срока, вправе обратиться с запросом в этот таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения, бездействия, если это затрагивает права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально.

Зеркальные нормы содержатся в законодательствах ряда других стран. В качестве примера можно привести положения статьи 52 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании».

Многие участники ВЭД никогда не сталкивались и не пользовались данным способом получения информации. Другие либо вообще не знают о существовании такой возможности, либо не воспринимают данный инструмент всерьез, считая его пустой тратой времени.

Однако его эффективность и польза многократно доказаны на практике.

Отметим основные факторы, в силу которых, по нашему мнению, право на направление в таможню запроса о разъяснении причин и оснований принятого решения можно и нужно использовать чаще.

  1. Простота подготовки и направления запроса.

Процесс направления запроса минимально формализован.

Это выражается, во-первых, в отсутствии обязательной формы запроса. Вопросы к таможенному органу можно формулировать так, как участник ВЭД посчитает нужным.

Во-вторых, в отсутствии обязательного пакета документов, которые нужно прикладывать к запросу. Участник ВЭД не обязан подтверждать документами ни сам факт принятия таможней решения, ни обстоятельства, послужившие для него основой.

В-третьих, в выборе способа отправки запроса. В отличие, скажем, от жалобы на решения или действия (бездействие) российской таможни, которая может быть подана исключительно в оригинале и в письменной форме (например, при направлении жалобы по электронной почте в ее рассмотрении будет отказано). Запрос же участник ВЭД может направить любым удобным ему способом, позволяющим зафиксировать факт подачи: нарочно, почтовой связью, по электронной почте, по факсу и т.д.

  1. Безвозмездность.

Таможня не вправе взимать с участников ВЭД плату за подготовку ответа на запрос о разъяснении причин и оснований принятых решений.

  1. Сокращенные сроки ответа.

По сравнению с общим сроком рассмотрения обращений граждан и юридических лиц государственными органами, который составляет 30 дней, таможенный закон предусматривает, что ответ на запрос о разъяснении причин и оснований принятого таможенным органом решения должен быть дан в письменной форме в течение 10 дней со дня его получения.

Да, с одной стороны, это не тот срок, который обеспечивает незамедлительное устранение возникшей проблемы. При ведении ВЭД не то, что 10 дней, – каждый час нахождения в неопределенности может грозить ощутимыми убытками.

Но подобный скепсис справедлив для участника ВЭД лишь в том случае, если он легко отпускает понесенные убытки и забывает о любой ситуации, если она перестает быть актуальной здесь и сейчас.

Кроме того, есть категория случаев, когда машины и товары, принадлежащие участнику ВЭД, могут находиться в таможне в подвешенном состоянии очень долго, и любая дополнительная информация может помочь найти по-настоящему актуальное решение проблемы.

  1. Гарантированный ответ.

Если кто-то думает, что он едва ли дождется от таможни хоть каких-то объяснений, то нельзя не отметить, что на практике свою обязанность по направлению в срок ответа на запрос таможенные органы, как правило, свято блюдут.

В итоге, получив ответ от таможни, участник ВЭД узнает позицию таможни по спорному вопросу и имеет возможность взвешенно подойти к выбору наиболее оптимальной дальнейшей линии поведения.

Допустим, к примеру, что машину международного перевозчика при въезде на территорию ЕАЭС продержали несколько дней на границе по неясным причинам. Задав таможне правильные вопросы, перевозчик получит ответ о том, в чем состояли причины задержки движения т/с, какие формы таможенного контроля проводились в отношении него, на основании каких профилей риска они были назначены, что установлено в ходе таможенного контроля, какое решение принято и т.д. Данная информация уже может анализироваться участником ВЭД, в том числе с привлечением юристов, на предмет законности действий таможни и перспектив компенсации убытков.

Разумеется, когда ситуация является изначально конфликтной, запрос в таможню не придаст ей прозрачность автоматически. Ответы таможни зачастую бывают излишне формализованными или содержат ответы не на все поставленные вопросы. Например, нередко таможня охотно ссылается на конфиденциальность информации о содержании примененных в рамках системы управления рисками профилей риска.

Но для искушенного таможенного юриста неполнота или противоречивость сведений, полученных от таможни, являются сами по себе важной информацией. Ведь когда должностное лицо таможни действовало в полном соответствии с законом, таможня охотно даст максимально подробные пояснения на этот счет. Если же таможня начинает заменять четкие ответы на общие и размытые формулировки, а также неуместные ссылки на формальные положения закона, то сразу возникают подозрения, что в случае открытого спора таможня будет не в состоянии обосновать законность своих действий.

В конечном счете, ключ к максимально эффективному использованию такого инструмента, как запрос в таможенный орган, заключается в правильном формулировании вопросов к таможне. В ряде случаев участник ВЭД в состоянии самостоятельно составить грамотный запрос. Но часто, чтобы не упустить в запросе ничего действительно важного, имеет смысл поручить эту задачу таможенным юристам, которые проанализируют ситуацию и подготовят именно те вопросы к таможне, которые помогут прояснить ее главную проблематику.

Удачи в бизнесе!

Алексей Зимин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 15.09.2020

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?