Перевозка груза на иностранном полуприцепе (ТСМП) по маршруту Беларусь – Россия (и обратно), мнение таможни и судебная практика
С 2022 года к нам стали поступать сведения о возбуждении в отношении российских и белорусских перевозчиков дел об административных правонарушениях на основании части 1 статьи 16.24. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) за использование временно ввезенного иностранного полуприцепа (прицепа) — транспортного средства международной перевозки (далее – ТСМП) российским или белорусским перевозчиком (далее — перевозчики) для перевозки груза по маршруту Беларусь – Россия (Россия – Беларусь).
Это именно тот случай, когда CMR оформлена таким образом, что местом погрузки указана Беларусь, а местом разгрузки Россия, или наоборот.
В основном к административной ответственности за перевозку грузов в ТСМП по маршруту Беларусь — Россия (и в обратном направлении), то есть за перевозку между странами Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) перевозчиков привлекала Брянская и Псковская таможни, которые выявляли совершение указанного правонарушения при контроле перевозчиков мобильными таможенными группами возле российско-белорусского участка государственной границы.
Совершение указанной перевозки с перецепкой полуприцепа (ТСМП) на границе между Беларусью и Европейским союзом продиктовано вынужденными мерами из-за обоюдных санкций, наложенных на перевозчиков из РБ, РФ и ЕС. Перегрузка груза из иностранного полуприцепа в российский (белорусский) полуприцеп увеличивает экономические и временные затраты на перевозку груза, а в некоторых случаях делает их невозможными из-за специфических свойств перевозимого груза.
Ранее в рамках публикаций на нашем сайте — https://www.urvest.ru/novosti/pravomernost-peredachi-vremenno-vvezennogo-v-eaes-polupriczepa-tsmp-drugomu-liczu-pri-ego-pereczepke-na-svh-tlcz и https://www.urvest.ru/novosti/kak-isklyuchit-privlechenie-k-otvetstvennosti-perevozchika-pri-peredache-vremenno-vvezennogo-v-eaes-polupriczepa-tsmp-inomu-liczu-pri-pereczepke-v-belarusi мы разбирали вопрос законности привлечения российскими таможенными органами иностранных перевозчиков к административной ответственности по части 1 статьи 16.24. КоАП РФ за передачу временно ввезенного ТСМП российскому или белорусскому перевозчику для продолжения перевозки груза по территории Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС).
Напомним, что в соответствии положениями ч. 1 ст. 16.24 КоАП РФ предусмотрено, что использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках по таможенной территории Таможенного союза либо их передача во владение или в пользование, продажа либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных ограничений на пользование и распоряжение такими транспортными средствами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 50 000 до 300 000 рублей.
Кроме того, в случае нарушения положений (правил использования ТСМП) Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) в соответствии с положениями ст. 279 ТК ЕАЭС иностранному перевозчику будут начислены к уплате таможенные платежи и пени.
Таким образом, с 2022 года и особенно с 2024, российские таможенные органы начали значительно чаще привлекать перевозчиков к административной ответственности за совершение внутренней перевозки груза с использованием ТСМП между странами ЕАЭС.
В данной публикации более детально рассмотрим законность привлечения перевозчиков к административной ответственности по ст. 16.24 КоАП РФ за совершение указанной перевозки и сориентируем, что делать, чтобы избежать административной ответственности за данное правонарушение.
- Толкование действующих нормативно-правовых актов.
Из положений статьи 275 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует, что:
Пункт 1. Временно ввезенные транспортные средства международной перевозки находятся и используются на таможенной территории Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий, установленных настоящей статьей.
Пункт 2. Временно ввезенные транспортные средства международной перевозки должны находиться в фактическом владении и пользовании лиц, осуществляющих их ввоз на таможенную территорию Союза, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящей статьей допускается передача таких транспортных средств иным лицам.
Пункт 4. На таможенной территории Союза не допускаются:
1) использование временно ввезенных ТСМП для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 настоящей статьи;
2) передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (субаренду), за исключением:
— их передачи для технического обслуживания, ремонта и (или) хранения;
— их передачи в целях завершения операции перевозки путем вывоза с таможенной территории Союза транспортного средства международной перевозки;
— передачи временно ввезенного железнодорожного транспортного средства международной перевозки и (или) перевозимых на железнодорожных транспортных средствах контейнеров в случаях, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Пункт 7. Являющиеся транспортными средствами международной перевозки временно ввезенные автомобильные транспортные средства, прицепы, полуприцепы и (или) перевозимые на них контейнеры, могут использоваться для внутренней перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся на территории одного государства-члена и заканчивающейся на территории другого государства-члена, в следующих случаях:
1) такая перевозка допускается международными договорами государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта;
2) такая перевозка осуществляется в рамках многосторонних квот Европейской конференции министров транспорта, и государства-члены, на территориях которых начинается и заканчивается такая перевозка, являются участниками указанной конференции.
Таким образом, в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 7 ст. 275 ТК ЕАЭС — являющиеся транспортными средствами международной перевозки временно ввезенные автомобильные транспортные средства, прицепы, полуприцепы и (или) перевозимые на них контейнеры, могут использоваться для внутренней перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся на территории одного государства-члена и заканчивающейся на территории другого государства-члена, в случаях, если такая перевозка допускается международными договорами государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта.
Внутренней перевозкой является перевозка грузов, начинающаяся и завершающаяся на таможенной территории ЕАЭС (пункт 2 статьи 274 ТК ЕАЭС).
При этом, положения пункта 7 статьи 275 ТК ЕАЭС, как специальной нормы, имеют приоритет перед положениями пункта 2 статьи 274 ТК ЕАЭС, как общей нормы.
ТСМП перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и используются на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами в порядке, установленном главой 38 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной данной главой, — в порядке, установленном иными главами ТК ЕАЭС (п. 1 ст. 272 ТК ЕАЭС).
В соответствии с положениями пункта 4 Протокола о скоординированной (согласованной) транспортной политике, раздел II Автомобильный транспорт, являющимся приложением 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств — членов Союза, осуществляются на безразрешительной основе:
1) между государством — членом Союза, на территории которого перевозчики зарегистрированы, и другим государством — членом Союза;
2) транзитом через территории других государств — членов Союза;
3) между другими государствами — членами Союза.
Таким образом, международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств — членов Договора о Евразийском экономическом союзе, могут осуществляться на безразрешительной основе при перевозке грузов между государством – членом Союза, на территории которого перевозчики зарегистрированы (в нашем случае Российская Федерация или Республика Беларусь), и другим государством – членом Союза (в нашем случае Республика Беларусь или Российская Федерация).
В свою очередь, в подпункте 1 пункта 7 статьи 275 ТК ЕАЭС не указано, какой именно международный договор должен быть заключен между странами.
Из положений ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» следует, что:
— перевозчики, осуществляющие международные автомобильные перевозки, должны использовать только транспортные средства, имеющие регистрационные и отличительные знаки своего государства.
— требование, указанное в части первой настоящей статьи, не распространяется на первый проезд транспортного средства, приобретенного перевозчиком и следующего к месту постоянного использования.
— прицепы или полуприцепы могут иметь регистрационные и отличительные знаки другого государства.
Нормативно-правовые акты Республики Беларусь не содержат запрета на использование прицепов или полуприцепов, имеющих регистрационные и отличительные знаки другого государства, при совершении международных автомобильных перевозок.
Таким образом, у перевозчиков из ЕАЭС имеется законное право совершать внутренние перевозки грузов между странами ЕАЭС прицепленными к национальным тягачам иностранными полуприцепами (ТСМП) в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе.
Однако, к большому сожалению, российские таможенные органы и суды считают иначе по следующим причинам.
- Мнение российских таможенных органов и судов при рассмотрении подобных обстоятельств.
Так, при рассмотрении дел по ч. 1 ст. 16.24 КоАП РФ сотрудники российской таможни приходят к выводу о том, что перевозчики при совершении международной автомобильной перевозки по CMR (международной товарно-транспортной накладной) с территории РБ на территорию РФ, выразившейся в использовании временно ввезенного ТСМП во внутренней перевозке по таможенной территории ЕАЭС, нарушают положения п. 1 и п.п. 1 п. 4 ст. 275 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), так как:
— временно ввезенные ТСМП находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий, установленных статьей 275 ТК ЕАЭС;
— на таможенной территории ЕАЭС не допускаются использование временно ввезенных ТСМП для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 статьи 275 ТК ЕАЭС.
Также они считают, что перевозчиками не представлены таможенному органу специальные разрешения, которые позволили бы ему совершить перевозку по маршруту Республика Беларусь — Российская Федерация во исполнение требований, установленных положениями пункта 7 ст. 275 ТК ЕАЭС.
По мнению сотрудников российской таможни на борту транспортного средства, зарегистрированного в России или Беларуси, должны находиться российское и белорусское разрешения в/из третьих государств (далее — трехсторонние разрешения), выданные иностранному перевозчику, передавшему полуприцеп (ТСМП), так как к российскому тягачу прицеплен иностранный полуприцеп (ТСМП), и только при наличии таких трехсторонних разрешений на борту транспортного средства перевозчика такая перевозка соответствовала бы положениям подпункта 1 пункта 7 статьи 275 TK ЕАЭС, и перевозчик смог бы совершать перевозку груза на иностранном полуприцепе (ТСМП).
Российские суды по результатам рассмотрения жалоб на постановления соглашаются с мнением сотрудников таможни и считают, что для соблюдения положениями пункта 7 ст. 275 ТК ЕАЭС у перевозчиков на борту транспортных средств должны находиться указанные трехсторонние разрешения, выданные иностранному перевозчику, который осуществлял ввоз полуприцепа на территорию ЕАЭС.
Кроме того, Псковский арбитражный суд при рассмотрении одного из дел в 2022 году в пользу таможенного органа в обоснование своей позиции незаконно сослался на Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза, заключенного 18.06.2010, которое прекратило свое действие в 2018 году.
Действительно положениями данного соглашения до 2018 года запрещалась подобная внутренняя перевозка груза на ТСМП, но оно на момент рассмотрения дела уже не действовало, и суд не имел права ссылаться на недействующий нормативно-правовой акт.
При принятии своих незаконных решений российские таможенные органы и суды не указывают, на каком законном основании иностранные перевозчики (из Европы или других стран, не входящих в ЕАЭС) имеют право передать российскому или белорусскому перевозчикам указанные трехсторонние разрешения, что является, по нашему мнению, недопустимым.
Тем не менее, данным органам такая интерпретация закона не мешает привлекать перевозчиков к административной ответственности и оставлять в силе незаконные постановления, вынесенные в отношении них по указанным обстоятельствам.
Вывод: пока административные расследования и судебная практика складываются не в пользу перевозчиков, последним необходимо более качественно обосновывать свою позицию в суде и таможенном органе, создавая преценденты для последующего обжалования данных решений в вышестоящих судебных инстанциях.
- Мнение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) – регулятора законодательства ЕАЭС и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (ГТК РБ) относительно совершения таких перевозок.
В ответе заместителя директора Департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК С.В. Негрея № 20-101 от 26.06.2020 указано следующее (2 стр. 10 абз.):
«Указанная норма ТК ЕАЭС (имеется в виду пункт 7 статьи 275 TK ЕАЭС) позволила урегулировать ранее существовавшую в Таможенном кодексе Таможенного союза правовую коллизию, когда таможенным регулированием запрещались любые внутренние перевозки (даже если они были разрешены в соответствии с регулированием в сфере транспорта)»,
«…регулятор сознательно не ограничивал спектр оснований для осуществления обозначенных перевозок на таможенной территории Союза. Если перевозчик, исходя из действующих норм транспортного законодательства, регулирующих осуществление перевозок с использованием иностранных транспортных средств … предоставит таможенному органу документ, позволяющий ему выполнять перевозку между государствами-членами Союза, то у таможенных органов в этой части не может возникать вопросов.».
В ответе первого заместителя Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь В.Н. Орловского (в настоящее время Председатель ГТК РБ) № 02-12/18921 указано следующее:
«Для подтверждения возможности использования временно ввезенных автомобильных ТСМП в соответствии с положениями пункта 7 статьи 275 ТК ЕАЭС для перевозки, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Союза, перевозчиком могут быть предоставлены следующие документы:
— разрешение на перевозку в /из третьих государств/стран, выданные в рамках международных договоров в области автомобильного транспорта государств-членов Союза с иностранным государством, резидентом которого является перевозчик;
— свидетельство о регистрации транспортного средства (тягач или грузовой автомобиль), в случае если транспортное средство зарегистрировано в иностранном государстве, с которым государством-членом Союза заключен международный договор в области автомобильного транспорта, предусматривающий выполнение всех видов перевозок на безразрешительной основе;
— свидетельство о регистрации транспортного средства (тягач или грузовой автомобиль) в государстве-члене Союза, в случае, если перевозчик является лицом государства-члена Союза, выполняющим перевозку с использованием прицепа, полуприцепа, контейнера и т.п., зарегистрированного на территории иностранного государства;
— разрешение Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), за исключением случаев, когда государства-члены Союза, на территории которых начинается или заканчивается перевозка, не являются участниками указанной конференции.».
Таким образом, ЕЭК и ГТК РБ считают, что перевозчики имеют право совершать внутренние перевозки на ТСМП при наличии на то законных оснований и необходимых документов на борту транспортного средства.
- В каких случаях российские таможенные органы возможно не привлекут к административной ответственности перевозчиков в случае перецепки ТСМП для перевозки груза по маршруту Беларусь — Россия.
Из сложившейся практики следует, что российская таможня не привлекает российского или белорусского перевозчика к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.24 КоАП РФ при перецепке полуприцепа (ТСМП) от иностранного перевозчика, когда они действуют как последующие перевозчики и проставляют об этом информацию в 17 графе CMR. При этом местом погрузки груза указана страна — не государство ЕАЭС (не Беларусь), а местом разгрузки Россия, и наоборот.
Но в этом случае есть вероятность привлечения к административной ответственности иностранного перевозчика за передачу полуприцепа (ТСМП) российскому или белорусскому перевозчику по ч. 1 ст. 16.24 КоАП РФ, за нарушение положений п. 4 ст. 275 ТК ЕАЭС.
Также, возможно, перевозчики не будут привлечены к административной ответственности, когда на борту их транспортных средств будут находиться российское и белорусское разрешения в/из третьих государств (трехсторонние разрешения), выданные иностранному перевозчику, который совершал ввоз и передачу этого полуприцепа с грузом российскому или белорусскому перевозчику.
Из изложенного выше следует, что перевозчикам при доказывании своей правоты необходимо четко и аргументированно выстраивать линию защиты в суде и добиваться положительного решения по каждому делу.
По нашему мнению, при указанных обстоятельствах перевозчики имеют право совершать перевозку грузов в ТСМП по маршруту Беларусь — Россия (и в обратном направлении), то есть между странами Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) на законных основаниях.
В случае, если вы столкнулись с подобной ситуацией в России, Беларуси или иной стране ЕАЭС, вы всегда можете обратиться к компетентным юристам за помощью в доказывании правомерности ваших действий, а равно в получении официальных разъяснений от уполномоченных органов ЕАЭС и входящих в его состав государств.
Для оформления электронных сопроводительных документов на вывоз древесины из Беларуси и других стран ЕАЭС обращайтесь к нашим специалистам.
Заявки на оформление страховок для въезда в Россию и Беларусь на лучших условиях направляйте в what’s app +79113629121 или на info@urvest.ru.
Для поиска грузов подписывайтесь на наш телеграм-канал Биржа грузоперевозок «URVEST».
Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!
Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграм-канал «URVEST Пропуск МКАД».
Удачи на дорогах!
Роман Образцов
Управляющий партнер
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 15.07.2025
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?