Пакет мобильности принят! Что меняется, и сколько времени есть у перевозчиков, чтобы подготовиться?

Европейский Парламент окончательно утвердил Пакет мобильности. Это был последний шаг в принятии этого набора законов. Теперь основная задача для перевозчиков ЕС – должным образом подготовиться к изменениям, которые уже неизбежны. 

Ниже мы представляем основную информацию о Пакете мобильности, сроках его применения и основных изменениях.

Что такое Пакет мобильности?

Пакет мобильности представляет собой набор законов ЕС (два регламента и директива), предназначенный для регулирования коммерческих отношений автомобильного транспорта на уровне ЕС. 

Пакет мобильности состоит из:

1) Регламента о доступе к профессиональной деятельности и доступе к рынку (о каботаже);

2) Регламента о часах вождения, времени отдыха и тахографах (о режиме труда и отдыха);

3) Директивы по обеспечению исполнения командировок водителей дорожного транспорта.

Когда стартует Пакет мобильности?

Пакет мобильности будет реализован поэтапно. 

Регламент, касающийся часов вождения и периодов отдыха, будет применяться с 20-го (двадцатого) дня после публикации Регламента в Официальном журнале ЕС (кроме специальных терминов для тахографов). 

Правила использования смарт-тахографов вступят в силу гораздо позже – с 31 декабря 2024 года.

Правила, изложенные в Регламенте о доступе к профессиональной деятельности и доступе к рынку, будут применяться через 18 (восемнадцать) месяцев после вступления в силу Регламента, то есть с января 2022 года.

Правила, изложенные в Директиве о командировках водителей, должны быть перенесены в национальное законодательство стран ЕС и применяться через 18 (восемнадцать) месяцев после вступления в силу Регламента, то есть также с января 2022 года. 

Основные изменения:

  1. Обязательное возвращение водителей домой каждые четыре недели. 

Регламент требует от работодателя регистрировать в своих записях, как он выполняет это обязательство, и хранить эти документы в своих помещениях, чтобы они могли быть предоставлены по запросу контролирующих органов.  

  1. Запрет на проведение еженедельного отдыха в кабине.

Еженедельный период отдыха водителя (и любой еженедельный период отдыха продолжительностью не менее 45 часов) не может проводиться в кабине транспортного средства. Если водитель отдыхает не дома, работодатель оплачивает стоимость проживания водителя (например, в отеле или другом помещении с адекватными спальными и санитарными условиями).

  1. Список безопасных парковочных мест. 

Этот список будет подготовлен Европейской комиссией, опубликован на официальном сайте и будет обновляться регулярно.

  1. Четырехдневный период «охлаждения» при совершении каботажных перевозок.

Основное правило каботажа – 3 операции каботажа за 7 дней – остается без изменений. Но в Регламенте предусматривается, что перевозчикам не разрешается проводить каботажные операции на одном и том же транспортном средстве в том же государстве ЕС в течение четырех дней после окончания операции каботажа в этом государстве. 

Эта поправка вступит в силу только через 18 (восемнадцать) месяцев после публикации Регламента.

  1. Изменение правил командирования водителей. 

Цель данных изменений – чтобы водителям платили по одинаковым правилам за одинаковую работу в одной и той же стране (включая требования о минимальной заработной плате). 

Требование выплачивать водителю заработную плату, соответствующую требованиям иностранного государства, в которое едет водитель, применяется не во всех случаях. Например, Директива предусматривает, что такое требование не будет распространяться на водителя, выполняющего двусторонние транспортные операции в отношении товаров. Двусторонняя транспортная операция определяется как перемещение товаров на основе договора перевозки из одного государства ЕС, в котором учреждена фирма перевозчика, в другое государство ЕС или третью страну, или из другого государства ЕС или третьей страны в государство ЕС, в котором учреждена фирма перевозчика (например, если литовская транспортная компания перевозит грузы из Литвы в Германию или из Германии в Литву). 

Однако, если водитель литовской компании выполняет каботажные операции в Швеции, ему придется платить шведскую зарплату. Соответствующие правила также применяются, если водителя, нанятого литовской компанией, «отправляют на работу в Западную Европу» (например, он перевозит грузы из Германии в Италию). 

Директива требует от государств ЕС создать соответствующие механизмы контроля, а также штрафы и другие санкции, которые могут быть наложены на перевозчиков, экспедиторов и других участников транспортного процесса, которые нарушают эти правила, если они знали или должны были знать, что заказанные ими транспортные услуги нарушают вышеуказанные правила. Эти изменения закреплены в Директиве, положения которой должны быть перенесены в национальное законодательство стран ЕС в течение 18 (восемнадцати) месяцев. 

  1. Обязательное возвращение транспортных средств на «домашнюю базу» по крайней мере один раз каждые восемь недель. 

Регламент требует, чтобы транспортные компании организовывали деятельность своего автопарка таким образом, чтобы транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, возвращались в один из своих центров деятельности в этом государстве ЕС не позднее, чем через восемь недель после его отъезда. 

  1. Борьба с компаниями – «почтовыми ящиками». 

Регламент устанавливает условия, которым должно соответствовать транспортное предприятие, чтобы оно считалось учрежденным в соответствующей стране ЕС. Например, больше не будет достаточно просто официально зарегистрировать транспортную компанию в Германии, которая, в принципе, имеет только почтовый ящик, для того чтобы транспортная компания была признана учрежденной в Германии в соответствии с положениями Регламента. 

Такая компания должна:

а) иметь помещения (офис) в Германии, где она имеет доступ к оригинальным документам компании в электронной или любой другой форме;

б) иметь административный персонал, количество которого должно быть пропорционально размеру деятельности компании;

в) соответствовать другим требованиям Регламента. 

Эти поправки вступают в силу через 18 (восемнадцать) месяцев после публикации Регламента.

Учитывая, что некоторые изменения, введенные Пакетом мобильности, предполагают их перенесение в национальное законодательство стран ЕС, с сохранением за национальными юрисдикциями определенной доли самостоятельного усмотрения, то по многим вопросам будет больше ясности тогда, когда каждая страна примет соответствующие национальные законы.

Если вы уже столкнулись со спорными вопросами привлечения к административной ответственности на дорогах Евросоюза, воспользуйтесь правовой помощью профессионального юриста и получите экспертное мнение относительно целесообразности обжалования конкретного правового акта и перспектив возврата уплаченного штрафа.

Удачи на дорогах!

Елена Цвирко
Адвокат
Юридическая фирма «JUREX»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе

Опубликовано 28.07.2020

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?