Ответственность за недекларирование товаров при их ввозе в ЕАЭС через Республику Беларусь. Часть 2. Важные изменения в новом КоАП РБ

С 1 марта 2021 года Законом Республики Беларусь от 6 января 2021 года №93-З введен в действие новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП РБ).

В статье, опубликованной нами в январе 2021 года, анализировались положения законодательства, связанные с административной ответственностью перевозчиков за недекларирование товаров по статье 14.5 действовавшего до 01.03.2021 г. Кодекса. Поскольку данный Кодекс прекратил свое действие с 1 марта 2021 года, обратим внимание на новшества для международных перевозчиков и экспедиторов, нашедшие отражение в новом КоАП РБ.

Положения некоторых статей административных правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения) претерпели изменения.

В частности, существенным изменениям подвергнута статья 15.5 «Недекларирование либо представление недостоверных сведений о товарах». Именно данное административное деяние ранее охватывалось составом правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РБ в редакции 2003 года.

По новому КоАП РБ для привлечения перевозчика к ответственности нужны конкретные вредные последствия нарушения.

В ранее действовавшем КоАП РБ состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.5, признавал противоправным деянием бездействие лица по невыполнению обязанностей по декларированию в установленной форме товаров и транспортных средств. При этом под вредными последствиями подобного противоправного деяния понимался исключительно факт нарушения охраняемых законодательством Республики Беларусь общественных отношений, т.е. охраняемого законом порядка таможенного регулирования.

Теперь же диспозиция части 1 статьи 15.5 новой редакции КоАП РБ предусматривает для квалификации виновных действий лица наличие детализированных вредных последствий. А именно недекларирование товаров является таковым, «…если это послужило или могло послужить основанием для освобождения от уплаты платежей, взимаемых таможенными органами, или занижения их размера, или неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством Республики Беларусь или международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза».

Соответственно если недекларирование товара не повлекло за собой наступление указанных вредных последствий, то в действиях декларанта отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.5 КоАП РБ.

Данные изменения являются существенными, учитывая сформированную в Республике Беларусь судебную практику по признанию перевозчиков, выступающих декларантами процедуры таможенного транзита, виновными в совершении административного правонарушения, выразившегося в недекларировании товаров, подлежащих таможенному декларированию, и воспринимаются участниками ВЭД как прогрессивная норма.

Не редки случаи, когда перевозчик, являющийся субъектом рассматриваемого административного правонарушения как декларант процедуры таможенного транзита, привлекался к ответственности за допущенные отправителем груза неумышленные ошибки при оформлении коммерческих и транспортных документов, последствиями которых являлись так называемые (на сленге участников ВЭД) «пересортицы» при перевозке большого количества артикулов товаров однородного ассортимента. Указанные случаи выявлялись таможенным органом только по результатам таможенного контроля в форме 100% таможенного досмотра.

В настоящее время ответственность перевозчика как декларанта возникнет только в случае, если в результате «пересортицы» будет установлено, что такая ошибка отправителя влечет за собой:

а) изменение основы исчисления таможенных пошлин, налогов;

б) изменение ставки таможенной пошлины или налогов, взимаемых таможенным органом;

в) применение в отношении незадекларированного товара запретов и ограничений.

При отсутствии подобных вредных последствий сам факт недекларирования товара с 1 марта 2021 года не образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.5 КоАП РБ.

Необходимо акцентировать внимание, что оговорка в диспозиции статьи о том, что деяния декларанта «могли послужить основанием наступления вредных последствий» регламентирует, что противоправным является не только наступление вредных последствий на момент выявления административного правонарушения.

Соответственно, при установлении состава административного правонарушения таможенными органами не учитываются положения норм ТК ЕАЭС о том, что содержание процедуры таможенного транзита не предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов при помещении под нее товара в пункте прибытия.

Размер штрафа

Размер налагаемого взыскания в виде штрафа за недекларирование товара не претерпел существенных изменений. В отношении юридического лица он определен в размере до 30% от стоимости предмета административного правонарушения.

В то же время нововведением является норма части четвертой статьи 15.5 КоАП РБ. В соответствии с ней, недекларирование товара, совершенное в крупном размере, определяет диапазон взыскания в виде штрафа от 10% до 30%.

В соответствии с примечанием к указанной статье КоАП РБ под крупным размером понимается общая стоимость предметов административного правонарушения в размере от 100 и более базовых величин, установленных на день совершения правонарушения (на дату опубликования данной статьи одна базовая величина составляет 29 белорусских рублей).

Обратная сила закона

Дополнительно необходимо обратить внимание, что статья 1.9 КоАП РБ определяет действие Кодекса во времени и предусматривает обратную силу акта законодательства в ряде случаев.

Соответственно если деяния декларанта, вменяемые ему в вину до вступления в силу новой редакции КоАП РБ, не содержат состава административного правонарушения в новой редакции согласно части 1 статьи 15.5 КоАП РБ, то у декларанта есть возможность избежать привлечения к административной ответственности.

В заключение следует отметить, что в ближайшие месяцы будет формироваться новая практика применения статьи КоАП РБ о недекларировании товаров международными перевозчиками. На этом этапе помощь компетентных юристов в защите прав перевозчиков будет иметь особо важное значение.

Удачи на дорогах!

Владимир Корнев
Юрист
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ в Республике Беларусь

Опубликовано 23.03.2021

Оформление пропуска на МКАД

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

qr
x
ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ по оформлению пропусков на МКАД

Подпишитесь и получите скидку на пропуск!

Подписаться в Телеграмм
x
Оформи пропуск на МКАД
со скидкой 10%

при подписке на наш Телеграмм канал

Подписаться в Телеграмм