Обзор практики совершения иностранными перевозчиками перевозок между странами ЕАЭС в 2022 – 2023 годах

Ранее, в двух наших публикациях, мы разбирали вопросы правомерности выполнения перевозчиками, зарегистрированными за пределами ЕАЭС (далее, – иностранный перевозчик), перевозок, начинающихся на территории одного государства-члена ЕАЭС и заканчивающиеся на территории другого государства-члена ЕАЭС.

Напомню, государствами-членами Евразийского экономического союза (далее, – ЕАЭС) являются: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия.

В рамках настоящей статьи рассмотрим существующую практику по совершению иностранными перевозчиками перевозок между странами ЕАЭС с учётом имеющихся в нашем распоряжении сведений, полученных от перевозчиков и уполномоченных органов.

Однако, вначале вспомним проблематику этого вопроса с точки зрения таможенного и транспортного законодательства ЕАЭС и его государств-членов.

Так, с точки зрения транспортного законодательства стран, входящих в состав ЕАЭС, каких-либо запретов на совершение перевозок из одной страны ЕАЭС в другую для иностранных перевозчиков не установлено.

При этом, таможенное законодательство ЕАЭС устанавливает следующие правила использования временно ввезенных транспортных средств международной перевозки (далее – ТСМП).

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 4 статьи 275 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) на таможенной территории Союза не допускается использование временно ввезённых ТСМП для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 ст. 275 ТК ЕАЭС.

В свою очередь, в пункте 7 статьи 275 Таможенного кодекса ЕАЭС указано, что такой вид перевозок между государствами-членами иностранный перевозчик может осуществлять в следующих случаях:

– если такая перевозка допускается международными договорами государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта;

– если такая перевозка осуществляется в рамках многосторонних квот Европейской конференции министров транспорта и государства-члены, на территориях которых начинается и заканчивается такая перевозка, являются участниками указанной конференции.

В свою очередь, между многими странами, включая ЕС, ЕАСТ и ЕАЭС, заключены межправительственные двусторонние (многосторонние) соглашения о международном автомобильном сообщении, и в рамках которых осуществляется обмен разовыми разрешениями на осуществление международных перевозок по территории соответствующих стран.

Из представленных норм таможенного законодательства ЕАЭС следует вывод, что иностранному перевозчику для совершения указанной перевозки достаточно иметь на борту автотранспортного средства:

– разовые (в/из третьих стран, трёхсторонние, транзитные) разрешения соответствующих стран ЕАЭС;

или

– многостороннее разрешение ЕКМТ/СЕМТ (если перевозка осуществляется по территории тех стран ЕАЭС, которые являются участниками ЕКМТ).

Так как в настоящее время в таможенном законодательстве ЕАЭС не появилось легального разъяснения понятия «международные договоры государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта», мы решили собрать информацию о действующей практике осуществления такого вида перевозок.

Разделим полученную нами информацию на два блока: совершение указанной перевозки по многостороннему разрешению ЕКМТ и по разовым трехсторонним разрешениям.

  1. Совершение перевозки по многостороннему разрешению ЕКМТ.

Из сведений, имеющихся в нашем распоряжении следует, что белорусские и российские таможенные органы не привлекают иностранных перевозчиков к ответственности за осуществление ими перевозки, начинающиеся на территории одного государства-члена ЕАЭС и заканчивающиеся на территории другого государства-члена ЕАЭС по многостороннему разрешению ЕКМТ.

В частности сотрудники Брянской таможни в устном порядке сообщили о возможности совершения указанной перевозки по многостороннему разрешению ЕКМТ.

Таким образом, иностранный перевозчик без опасений имеет право совершать такую перевозку по многостороннему разрешению ЕКМТ.

  1. Совершение перевозки по разовым трехсторонним разрешениям.

Из сведений, имеющихся в нашем распоряжении следует, что белорусские и казахстанские таможенные органы не привлекают иностранных перевозчиков к ответственности за осуществление ими перевозки, начинающиеся на территории одного государства-члена ЕАЭС и заканчивающиеся на территории другого государства-члена ЕАЭС по разовым трехсторонним разрешениям.

Так, таможенные органы Республики Беларусь считают возможным с точки зрения таможенного законодательства ЕАЭС совершение иностранным перевозчиком перевозок, начинающихся на территории одного государства-члена ЕАЭС и заканчивающихся на территории другого государства-члена ЕАЭС, при наличии на борту транспортного средства разовых трёхсторонних разрешений соответствующих стран ЕАЭС. Данная позиция следует из официального ответа ГТК РБ.

В свою очередь сотрудники российских таможенных органов, в частности Омской и Брянской таможни, привлекают иностранных перевозчиков к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.24 КоАП РФ за осуществление ими перевозки, начинающейся на территории одного государства-члена ЕАЭС и заканчивающейся на территории другого государства-члена ЕАЭС по разовым трехсторонним разрешениям.

Например, в обоснование своей позиции, сотрудники Брянской таможни в одном из постановлений по делу об административном правонарушении указывают, что трехсторонние разрешения, имеющиеся на борту транспортного средства иностранного перевозчика, не позволяют совершать перевозки перевозчикам на ТСМП между государствами-членами ЕАЭС, так как в международных договорах государств-членов ЕАЭС с третьей стороной в области автомобильного транспорта не содержится положений, разрешающих использование перевозчиками временно ввезённых ТСМП для внутренних перевозок между государствами-членами ЕАЭС.

Вышеназванная позиция таможенного органа является необоснованной и незаконной, в связи с чем указанное постановление таможни в настоящее время уже обжалуется в судебном порядке.

В завершении публикации необходимо отметить, что многие иностранные перевозчики по-прежнему настороженно относятся к выполнению указанных перевозок, являющихся предметом настоящей статьи, однако по нашему мнению, иностранные перевозчики вправе их совершать на абсолютно законных основаниях при наличии на борту транспортного средства соответствующих разрешений.

В случае неправомерных действий должностных лиц таможенных органов, запрещающих вашим транспортным средствам совершать указанные перевозки при наличии необходимых разрешений на перевозку грузов, обращайтесь за помощью к компетентным юристам.

Для всех, кто хочет найти достойных партнёров для перецепки, подписывайтесь на наш телеграмм-канале Биржа грузоперевозок «URVEST».

На нашей Бирже вы сможете не только найти новых партнёров, но и абсолютно бесплатно размещать свои предложения по доставке грузов в различные точки мира, а также получать новых клиентов, заинтересованных в ваших услугах!

Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Подписывайтесь на нашу рассылку в InstagramFacebookВКонтактеTelegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграмм-канал «URVEST Пропуск МКАД»

Удачи на дорогах!

Владимир Мальгин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 24.01.2023

Оформление пропуска на МКАД

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

x
ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ по оформлению пропусков на МКАД

Подпишитесь и получите скидку на пропуск!

Подписаться в Телеграмм
x
Оформи пропуск на МКАД
со скидкой 10%

при подписке на наш Телеграмм канал

Подписаться в Телеграмм