Обзор незаконных действий Ространснадзора и Таможни России в отношении перевозчиков при совершении международных автомобильных перевозок в 2022 году (часть 1)

Осень 2022 года принесла международным автомобильным перевозчикам достаточное количество сложностей и неприятных сюрпризов, поэтому мы решили сообщить о них перевозчикам во избежание негативных последствий, связанных с их привлечением к административной ответственности на территории России.

В связи с чем представляем обзор незаконных действий Ространснадзора и Таможни РФ в отношении перевозчиков при совершении международных автомобильных перевозок.

  1. Водители перевозчиков из Европейского союза привлекаются к административной ответственности за порожний проезд (за перевозку без груза) по территории России на основании части 1 статьи 11.29 КоАП РФ, за нарушение положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1728.

Водители привлекаются к административной ответственности должностными лицами Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Псковской области Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Псковская транспортная инспекция).

Должностные лица Псковской транспортной инспекции привлекая к административной ответственности водителей по указанным обстоятельствам, считают, что они нарушают положения пунктов 1 и 2 Условий осуществления международных автомобильных перевозок грузов, при соблюдении которых не применяется запрет, установленный пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1728 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 сентября 2022 г. № 681 «О некоторых вопросах осуществления международных автомобильных перевозок грузов» (далее – Постановление от 30.09.2022 № 1728):

– международные автомобильные перевозки грузов осуществляются принадлежащими иностранным перевозчикам грузовыми транспортными средствами, зарегистрированными в иностранных государствах, которые ввели в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц ограничительные меры в сфере международных автомобильных перевозок грузов, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 1728 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 сентября 2022 г. № 681 «О некоторых вопросах осуществления международных автомобильных перевозок грузов» (далее соответственно – иностранные перевозчики, иностранные государства), находящимися в день вступления в силу этого постановления на территории Российской Федерации, при условии выезда таких транспортных средств с территории Российской Федерации в срок, не превышающий 7 дней со дня вступления в силу указанного постановления;

– транзитные международные автомобильные перевозки грузов осуществляются принадлежащими иностранным перевозчикам грузовыми транспортными средствами в целях возврата в государство регистрации при условии их въезда на территорию Российской Федерации и их выезда с территории Российской Федерации в срок, не превышающий 7 дней со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 1728 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 сентября 2022 г. № 681 «О некоторых вопросах осуществления международных автомобильных перевозок грузов».

Привлечение водителей перевозчиков из Европейского союза к административной ответственности за порожний проезд (за перевозку без груза) по территории России является незаконным по следующим основаниям:

– положения Постановления от 30.09.2022 № 1728, регулируют только груженные перевозки, совершаемые перевозчиками из Европейского союза;

положения пунктов 1 и 2 Условий осуществления международных автомобильных перевозок грузов, при соблюдении которых не применяется запрет, установленный пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1728, являлись временными и применялись только в период с 10.10.2022 по 17.10.2022;

– при таком подходе в толковании положений Постановления от 30.09.2022 № 1728 с 10.10.2022 невозможно было бы выполнять груженные перевозки грузов (товаров) в соответствии с пунктом 4 Условий осуществления международных автомобильных перевозок грузов, при соблюдении которых не применяется запрет, утвержденных Постановлением от 30.09.2022 № 1728 с 10.10.2022, в соответствии с которым разрешаются международные автомобильные перевозки грузов – товаров, включенных в перечень согласно приложению № 1, так как транспортное средство перевозчиками из Европейского союза не смогло бы вернуться с территории России обратно в Европейский союз.

  1. Перевозчиков привлекают к административной ответственности за совершение перевозки на иностранном транспортном средстве международной перевозки (далее – ТСМП) – полностью сцепкой или только на перецепленном полуприцепе между государствами-членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) на основании части 1 статьи 16.24 КоАП РФ, за нарушение положений статьи 275 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) при наличии на борту транспортного средства необходимых разовых трехсторонних разрешений (дозволов)на международную автомобильную перевозку грузов.

Данная проблема сейчас наиболее актуальна, так как в связи с введением запрета на совершение Европейскими перевозчиками перевозок по территории России и Беларуси приходится перецеплять полуприцепы (ТСМП) на тягачи перевозчиков, которые имеют право перевозить грузы по территории данных стран.

Перевозчики привлекаются к административной ответственности должностными лицами Брянской таможни.

Должностные лица Брянской таможни привлекая к административной ответственности перевозчиков по указанным обстоятельствам, считают, что они нарушают положения п. 1 и п.п. 1 п. 4 ст. 275 ТК ЕАЭС, так как:

– временно ввезенные ТСМП находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий, установленных статьей 275 ТК ЕАЭС;

– на таможенной территории ЕАЭС не допускаются использование временно ввезенных ТСМП  для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 статьи 275 ТК ЕАЭС.

При этом по мнению должностных лиц Брянской таможни трехсторонние разрешения (дозволы), имеющиеся на борту транспортного средства перевозчика, не позволяют совершать перевозки перевозчикам на ТСМП между государствами-членами ЕАЭС, так как в международных договорах государств-членов ЕАЭС с третьей стороной в области автомобильного транспорта не содержится положений, разрешающих использование перевозчиками временно ввезенных ТСМП для внутренних перевозок между государствами-членами ЕАЭС.

В свою очередь должностные лица Брянской таможни допускают возможность совершение перевозчиками внутренних перевозок между государствами-членами ЕАЭС на временно ввезенных ТСМП при наличии на борту транспортного средства многостороннего разрешения ЕКМТ/СЕМТ.

Привлечение перевозчиков к административной ответственности за совершение перевозчиками внутренних перевозок между государствами-членами ЕАЭС на временно ввезенных ТСМП при наличии на борту транспортного средства разовых трехсторонних разрешений (дозволов) на международную автомобильную перевозку грузов является незаконным по следующим основаниям:

– в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 7 ст. 275 ТК ЕАЭС – являющиеся транспортными средствами международной перевозки временно ввезенные автомобильные транспортные средства, прицепы, полуприцепы и (или) перевозимые на них контейнеры, могут использоваться для внутренней перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся на территории одного государства-члена и заканчивающейся на территории другого государства-члена, в следующих случаях, если такая перевозка допускается международными договорами государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта. Такие договора заключены Россией, Казахстаном и Беларусью практически со всеми странами Европейского союза;

– в международных договорах государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта не должно быть специально прописано то, что этими соглашениями допускается использование перевозчиками временно ввезенных ТСМП для внутренних перевозок между государствами-членами ЕАЭС;

– в руководстве пользователя многосторонними разрешениями ЕКМТ/СЕМТ не прописано, что этим многосторонним соглашением допускается использование перевозчиками временно ввезенных ТСМП для внутренних перевозок между государствами-членами ЕАЭС.

На основании изложенного, рекомендуем перевозчикам и их водителям обжаловать вышеназванные незаконные решения должностных лиц административных органов России в судебном или ведомственном порядке.

При возникновении спорных ситуаций с должностными лицами транспортной инспекции и таможни по указанным вопросам, вы всегда можете обратиться к компетентным юристам за помощью по защите своих прав и законных интересов.

Удачи на дорогах!

Владимир Мальгин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Для всех, кто хочет найти достойных партнёров для перецепки, подписывайтесь на наш телеграмм-канале Биржа грузоперевозок «URVEST».

На нашей Бирже вы сможете не только найти новых партнёров, но и абсолютно бесплатно размещать свои предложения по доставке грузов в различные точки мира, а также получать новых клиентов, заинтересованных в ваших услугах!

Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Подписывайтесь на нашу рассылку в InstagramFacebookВКонтактеTelegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграмм-канал «URVEST Пропуск МКАД»

Опубликовано 06.12.2022

Оформление пропуска на МКАД

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

x
ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ по оформлению пропусков на МКАД

Подпишитесь и получите скидку на пропуск!

Подписаться в Телеграмм
x
Оформи пропуск на МКАД
со скидкой 10%

при подписке на наш Телеграмм канал

Подписаться в Телеграмм