Новые изменения в Пакете Мобильности действующие с 2 февраля 2022 года

В июле 2020 года Европейским Парламентом был принят и опубликован Пакет Мобильности.

Пакет Мобильности — это пакет законов Европейского союза (далее – ЕС), предназначенный для регулирования деятельности грузоперевозчиков в ЕС. Пакет Мобильности охватывает широкий спектр областей регулирования в транспортном секторе: условия труда и отдыха водителей, правила внедрения и использования тахографов, правила каботажа, правила командирования работников и т. д.

Некоторые правила Пакета Мобильности (о максимальном времени вождения, минимальных периодах отдыха, обязательном возвращении водителей домой, об обязательных перерывах для каботажных операций, а также положения о введении и использовании тахографов) действуют уже с августa 2020 года. Вступление в силу и применение остальных актов и правил из Пакета Мобильности было отложено.

Такие акты и правила вступают в силу со 2 февраля 2022 года и вносят следующие изменения: в правилах командирования водителей, выплаты заработной платы, других гарантий для командированных водителей и использования тахографа.

Ниже приведены основные изменения, которые начнут действовать со 2 февраля 2022 года.

  • При пересечении границы государства-члена ЕС тахограф должен будет вручную введен и подтвержден символом (кодом) этой страны.

Это требование направлено на контроль положений, касающихся командирования (размещения) водителей и каботажа. Когда и как вводить в тахограф код страны? Это необходимо сделать на границе или на ближайшей остановке за пределами границы, или в порту или на станции прибытия, если вы прибываете на пароме или поезде. Карта водителя должна быть вставлена в тахограф при вводе и проверке символа страны. Перед вводом кода (символа) в устройство необходимо остановить грузовое транспортное средство. Затем в меню тахографа необходимо выбрать и подтвердить „Страна начала/место начала”. “Конец страны / Конец места” – вводить не надо.

Невнесение символа (кода) страны может привести к штрафу как для водителя, так и для перевозчика.

  • Введен принцип равной оплаты в одной и той же стране. Этот принцип означает, что командированный водитель должен получать минимальную зарплату и другие гарантии принимающей страны ЕС (в которую командирован водитель). Это означает, что транспортные компании должны будут точно рассчитать, сколько им придется платить водителю, когда эти изменения вступят в силу. Для многих компаний это будет означать значительное увеличение расходов на содержание водителей.

Следует отметить, что расходы на проезд, питание и проживание не могут быть включены в вознаграждение за работу за границей (в командировках) в той мере, в какой они предназначены для возмещения расходов, связанных с командировкой. То есть, в зарплату водителя могут быть включены только надбавки за командировку и другие надбавки, связанные с командировкой, которые являются отдельными и отличными от фактических расходов на проезд, проживание и питание.

Однако требование о выплате водителю заработной платы (и других гарантий), соответствующей требованиям иностранного государства, в которое он направляется, будет применяться не во всех случаях.

Требования к правилам командирования водителей не применяются:

  1. к двусторонним перевозкам товаров из государства-члена ЕС, в котором создано предприятие, в другое государство-член ЕС или третью страну, или из другого государства-члена ЕС или третьей страны в государство-член ЕС, в котором создано предприятие (например, если водитель литовской транспортной компании перевозит товары из Литвы в Германию);
  2. к транзитным перевозкам (т.е. пересечение страны без погрузки или разгрузки товаров в ней).

В других случаях (включая каботажные операции и международные перевозки, когда перевозчик из другой страны перевозит товары между другими странами ЕС) применяются требования к командированию.

Для обеспечения новых условий для командирования водителей на территории ЕС также действует ряд мер контроля. Транспортные компании должны будут подать декларацию о командировании (декларацию о размещении) до начала командирования. Декларация об командировании должна быть представлена в национальные компетентные органы государства-члена ЕС, в которое отправляется сотрудник, через информационную систему IMI. Транспортные предприятия должны будут создать свои собственные счета в этой системе.

Срок действия декларации о командировании будет составлять от 1 дня до 6 месяцев. Декларация должна быть подана для каждого государства-члена ЕС, в которое будет направляться водитель. Нет необходимости подавать декларацию на каждую поездку отдельно.

Более подробную информацию о декларациях смотрите в презентации Европейской организации труда (ELA): https://www.ela.europa.eu/sites/default/files/2022-01/16%20Dec%20-%20Posting%20Declaration%20Portal%20Training%20-%20FINAL.pdf.

Директива № 2020/1057, которая должна применяться государствами-членами ЕС до 2 февраля 2022 года, также предусматривает, что Государства-члены ЕС должны ввести в действие соответствующие механизмы контроля, а также штрафы и другие санкции, которые могут быть наложены на перевозчиков, экспедиторов и других участников транспортного процесса, нарушающих эти правила, если они знали или должны были знать, что заказанные ими транспортные услуги нарушают эти правила.

И это не единственные изменения в феврале 2022 года.

Напоминаем, что с 21 февраля 2022 года будет применяться Регламент № 2020/1055. Регламент № 2020/1055 вносит изменения в некоторые аспекты лицензирования, правила каботажа и другие положения.

Например, с 21 февраля 2022 года вступает в силу:

  • требование о возвращении каждого транспортного средства в страну регистрации компании перевозчика не реже одного раза в 8 недель.

Регламент требует от транспортных предприятий организовать свой парк таким образом, чтобы транспортные средства, принадлежащие предприятию и используемые для международных перевозок грузов, возвращались в один из центров эксплуатации в данном государстве-члене не позднее чем через восемь недель после отправления.

Цель этого требования заключается в том, чтобы обеспечить обязательное возвращение сотрудников в место жительства для отдыха, надлежащее техническое обслуживание транспортных средств, предотвратить создание фиктивных компаний и системный каботаж, который создает барьеры для доступа на рынок.

  • требование о 4 (четырех) дневном периоде перерыва (охлаждения – cooling off period.

Регламент предусматривает, что перевозчикам не разрешается выполнять каботажные операции с тем же транспортным средством или, в случае комбинации транспортных средств, с транспортным средством того же типа в том же государстве-члене в течение 4-х дней после окончания каботажной операции, выполненной в этом государстве-члене.

В случае комбинированных перевозок принимающая страна сможет обеспечить период более 7-ми дней и перерыв менее 4-х дней.

Основное правило каботажа “3 каботажные операции за 7 дней” остается неизменным!

Регламент также вносит изменения в требования по условиям создания, лицензирования, оценки хорошей репутации и т. д.

При возникновении спорных ситуаций с контролирующими органами стран Евросоюза по соблюдению требований Пакета Мобильности, обращайтесь к квалифицированным юристам, специализирующимся в данной отрасли!

Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Подписывайтесь на нашу рассылку в InstagramFacebookВКонтактеTelegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Удачи на дорогах!

Адвокаты Артурас Вайшвила и Миколина Шоблинскайте
Юридическая фирма «TRINITI JUREX»
Партнёры Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе

Опубликовано 01.02.2022

Оформление пропуска на МКАД

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?