Модели поставок товаров в Россию в санкционный период

Европа объявила России санкционную войну и транспортную блокаду. Но в арсенале российского бизнеса нашлись способы обойти ограничения, порой довольно «творческие».

Ситуация в Украине настроила Запад против России. Страны Европы и США мощно ударили по российской экономике. В частности, организовали транспортную блокаду и ограничили товарооборот. Наиболее ощутимыми оказались санкции Евросоюза, так как до 24 февраля 2022 страны альянса были главными торговыми партнерами России — на них приходилось более трети нашего торгового оборота.

Первой реакцией российского бизнеса стала переориентация на Восток. Правда, на подбор подходящих альтернатив и доставку товара ушёл не один месяц. Да и не для каждого европейского товара реально найти аналог в Азии. Особенно если речь идет о высокотехнологичной продукции.

Таким образом, потребность в поставках из Евросоюза и в ЕС остаётся институционально. Но как «обойти» транспортную блокаду с минимальными издержками?

Это, при том, что с конца февраля Евросоюз полностью закрыл небо для российских самолетов, а параллельно развивалась морская блокада со стороны европейских портов и контейнерных операторов. Также, под частичный запрет попали ЖД-перевозки.

Отдельный удар пришелся по автотранспорту — наиболее популярному способу доставки грузов из Европы. Фурам с российскими номерами закрыли въезд на территорию Евросоюза.

Как же стал адаптироваться российский бизнес?

Часть перевозчиков перерегистрировала свои фуры в Казахстане. Большинство же компаний перестроили логистику через соседние страны — тот же Казахстан, Турцию, ОАЭ, Грузию и Армению.

Правда, удлинение цепочек увеличило не только сроки доставки, но и кратно (в два-три раза) увеличило её стоимость из-за дополнительных расходов на логистику и таможенные процедуры в третьих странах.

Но выход есть! И выход именно системный. Он как раз и предлагается со стороны действующих в нашем арсенале компаний в противовес рефлексивным решениям со стороны «фирм-однодневок».

На чём основана системность предлагаемых решений:

  1. Непосредственное наличие собственных компаний в Евросоюзе, выступающих в качестве «свободного агента» ((исключение рисков в ЕС); а также собственных компаний в странах Средней Азии, Ближнем Востоке (исключение трансграничных рисков и проведение международных платежей в других юрисдикциях).
  2. Фактическое присутствие своими компаниями в Свободных экономических зонах (free-port, free-terminal).
  3. Осуществление таможенного администрирования собственным европейским таможенным оператором, имеющим статус «Уполномоченного Экономического Оператора» в терминах Таможенного Кодекса ЕС (AEO).
  4. Отработанные годами элементы в структуре построения трансграничных цепочек управления поставками товаров как по экспорту, так и по импорту.

Например, указанный системный подход позволяет минимизировать издержки в поставках – выработка модели «косвенного реэкспорта».

Эти модели позволяют везти европейский товар напрямую в Россию без завоза в третью страну.

В данных моделях европейский товар может быть «перепродан» в Россию без заезда на склад, — прямо во время движения фуры. Такую разновидность «косвенного реэкспорта» называют «перепродажей в пути».

Также, отработана и другая вариация – «ложный транзит».

Эти модели не противоречат таможенному законодательству ЕС и РФ и, конечно, уточняются и описываются для каждой конкретной поставки.

Справедливости ради, необходимо отметить, что надежность моделей не всегда предсказуема. Например, перевозчик может отказаться от транспортировки груза или могут возникнуть сложности на границе, если попадется слишком подозрительный таможенник.

Схемы косвенного реэкспорта вызывают недоверие и у некоторых стран-посредников. Из-за боязни вторичных санкций они все чаще требуют, чтобы товар, предназначенный для России, физически пересекал их границу и проходил таможенное оформление.

Цепочка и затратная часть удлиняются, и на выходе себестоимость доставки товара кратно растёт. Но и в этом случае существуют оптимальные решения!

Многие участники ВЭД понимают сложившуюся ситуацию, и в качестве одного из решений идут по пути создания своих компаний за рубежом на ключевых точках экспортно-импортных операций.

Это прежде всего обусловлено желанием исключить «жадных» контрагентов из цепочек поставок и снизить себестоимость доставки товара конечному получателю.

Но в реальности, — создание и администрирование своих компаний за границей с «нуля» очень сложная история.

Такую задачу невозможно решить «наскоком», не погружаясь в особенности администрирования компании в каждой стране отдельно.

Ниже примеры некоторых наших партнёров, который самостоятельно решили открыть фирмы в Казахстане и Грузии.

Вместо двух недель, открытие компании затянулось на полтора месяца. Счета в банке, которые должны были открыться за два дня, не открылись и за две недели.

А главное, спустя всего лишь месяц, Казахстан, по сути, поддержал санкции в отношении российских участников ВЭД.

Ещё одной страной, которая вначале показалась многим участникам ВЭД привлекательной, была Грузия. Да, главный плюс — льготный таможенный режим для местных компаний, который позволял не растаможивать ввезенный для дальнейшего реэкспорта товар.

Правда, вскоре оказалось, что Грузия «не готова работать в формате реэкспорта» с Россией, — санкционный товар она не пропускает даже транзитом. Просто разворачивает.

Системность нашего подхода к решению логистических задач на данном этапе позволяет вырабатывать новые решения в ситуациях, когда предыдущие решения в определённых условиях уже не могут работать.

Например, схемы косвенного реэкспорта — это локальное, в некотором смысле, частное решение по выходу из сложившейся блокады. Использовать такое решение в промышленных масштабах весьма рискованно, однако при правильном подходе, — возможно всё!

О том, как российские участники ВЭД оказались в транспортной блокаде со стороны Запада, насколько внутренняя инфраструктура готова к «развороту на Восток» и как можно обойти существующие ограничения в логистике, читайте в цикле наших публикаций, посвящённых теме ВЭД в санкционный период.

Для тех, кому необходима помощь в построении обновлённых моделей поставок с учётом изменения санкционного законодательства, обращайтесь к профессиональным специалистам в этой отрасли.

Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Подписывайтесь на нашу рассылку в InstagramFacebookВКонтактеTelegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Новые заказы на перевозку грузов без посредников получайте в нашем телеграмм-канале Биржа грузоперевозок «URVEST».

Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграмм-канал «URVEST Пропуск МКАД»

Удачи в Бизнесе!

Сергей Кудрявцев
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Эстонской Республике

Опубликовано 23.08.2022

Оформление пропуска на МКАД

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

qr
x
ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ по оформлению пропусков на МКАД

Подпишитесь и получите скидку на пропуск!

Подписаться в Телеграмм
x
Оформи пропуск на МКАД
со скидкой 10%

при подписке на наш Телеграмм канал

Подписаться в Телеграмм