Как взыскать стоимость услуг по перевозке с грузополучателя, если он не является заказчиком перевозки? Анализ законодательства

Не так давно в одном из арбитражных судов было рассмотрено дело, в рамках которого мы помогли нашему клиенту-перевозчику взыскать с получателя груза, указанного во второй графе международной товарно-транспортной накладной (CMR), задолженность за оказанные услуги по перевозке груза.

В рамках настоящей статьи рассмотрим детали данного дела, которые для многих перевозчиков могут оказаться актуальными на практике.

Но вначале обозначим особенности данного дела, которые состояли в следующем.

Во-первых, фактические договорные отношения у перевозчика сложились с экспедитором-посредником, который до определенного момента оплачивал услуги за перевозку груза без подписанного между сторонами договора, но в определенный момент перестал выполнять свои устные договоренности.

Во-вторых, получатель груза, указанный во второй графе CMR, был грузополучателем лишь формально, а фактически груз получали фирмы и физические лица, которые не были указаны в CMR, а также в других коммерческих и товаросопроводительных документах. Более того, одно общество, которое по большинству CMR фактически получало товар, как оказалось, было ликвидировано за 1 год до получения этого товара.

Иными словами, сложность дела состояла в том, что:

а) среди имеющихся материалов не было подписанного договора (заявки) на перевозку груза;

б) товар получался третьими лицами, не указанными в коммерческих и товаросопроводительных документах, проложенных к CMR;

в) с номинальным получателем груза не было оформлено никаких договорных отношений.

Клиент обратился в нашу фирму за помощью после бесполезных попыток самостоятельно добиться оплаты оказанных услуг по перевозке груза на общую сумму более 100 000 долларов США.

В рамках представления интересов клиента по делу были изучены российские и международные нормативно-правовые акты, судебная практика, документы и информация по перевозке груза.

Позиция в суде была построена на следующих положениях Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19.05.1956, далее – КДПГ).

Согласно ст. 4 КДПГ договор перевозки устанавливается накладной. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки, к которому и в этом случае применяются постановления настоящей Конвенции.

Накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком (п. 1 ст. 9 КДПГ).

Согласно п. 1 ст. 13 КДПГ по прибытии груза на место, предусмотренное для его доставки, получатель имеет право требовать передачи ему второго экземпляра накладной и сдачи ему груза, причем им выдается соответствующая расписка в принятии. Получатель, осуществляющий права, предоставляемые ему согласно пункту 1 настоящей статьи, обязан погасить возникшие на основании накладной долговые обязательства (п. 2 ст. 13 КДПГ).

Кроме того, в рамках судебного процесса было собрано большое количество информации из открытых источников, опрошены водители и получена информация из таможенного и налогового органов.

Благодаря собранной информации, было доказано, что получатель груза, указанный во второй графе CMR, получал второй экземпляр международной транспортной накладной (CMR) в соответствии с пунктом 1 статьи 13 КДПГ, при этом весь товар фактически был доставлен перевозчиком до места разгрузки, указанного в накладной, и получен указанным лицом через подставные фирмы, и лишь впоследствии перепродан третьим лицам.

Но даже при таких доводах и доказательствах доказать наличие у грузополучателя обязанности оплатить задолженность перед перевозчиком удалось только в суде второй инстанции.

По итогам судебного разбирательства решение суда вступило в законную силу.

Данное дело служит живым доказательством того, что при правильном подходе к судебной защите интересов перевозчика даже при отсутствии подписанного договора (заявки) на перевозку груза возможно взыскать оплату оказанных услуг по перевозке груза.

Никогда не сдавайтесь и добивайтесь успеха, ибо упорство приведет к победе.

Удачи на дорогах!

Владимир Мальгин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 13.10.2020

Оформление пропуска на МКАД

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

Яндекс.Метрика