Как возвратить утилизационный сбор, уплаченный в связи с временным ввозом транспортного средства в Россию?

На фоне ворвавшейся в нашу жизнь пандемии коронавируса и ограничительных мер государства, значительно повлиявших на деятельность многих предпринимателей в России, незаметно для многих в апреле 2020 года было внесено важное изменение в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ). 

Суть вносимых изменений – отменен утилизационный сбор в отношении транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза.

Для тех, кто следит за ситуацией, не секрет, что данное изменение внесено в Закон № 89-ФЗ во исполнение Постановления Конституционного суда РФ (далее – КС РФ) от 19.07.2019 г. № 30-П (далее – Постановление № 30-П), в соответствии с которым признаны неконституционными положения статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ в той мере, в какой они допускают возложение обязанности по уплате утилизационного сбора за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на таких же условиях, как за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. 

Этим же постановлением КС РФ обязал федерального законодателя внести необходимые изменения в действующее законодательство, что и было фактически выполнено лишь сейчас – после принятия вышеуказанных изменений в статью 24.1 Закона № 89-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 07.04.2020 г. № 117-ФЗ. Данные изменения официально вступили в силу 18 апреля 2020 года.

Само по себе взимание таможенными органами утилизационного сбора с временно ввозимых транспортных средств было прекращено еще в июле 2019 года, сразу после вынесения Постановления № 30-П. Именно такой циркуляр был доведен до сведения всех таможенных органов Письмом ФТС России от 31 июля 2019 г. № 01-11/46013 «О применении постановления Конституционного Суда Российской Федерации».

Но многих также интересует вопрос – а как быть с теми сборами, которые были уплачены (или взысканы) до июля 2019 года? 

Возможен ли сейчас возврат уплаченных утилизационных сборов «задним числом»?

Анализ норм российского законодательства позволяет сделать некоторые выводы на этот счет.

Законом № 89-ФЗ не только установлены общие принципы взимания утилизационного сбора, но и допущена возможность возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора. 

Порядок такого возврата или зачета установлен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 г. № 1291 (далее – Постановление № 1291).

Прежде всего, из содержания Постановления № 1291 выделим две процедуры, которые следует иметь в виду:

  1. Обращение в таможенный орган за установлением факта излишней уплаты утилизационного сбора.

С одной стороны, возможность такого обращения изначально введена для тех случаев, когда транспортное средство хотя и помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, но не зарегистрировано в России, предназначено для реэкспорта в другую страну и в итоге вывезено с территории России.

С другой стороны, важно, что указанная возможность установлена еще до вынесения Постановления № 30-П и по формальным признакам может быть применена также и для случаев, когда транспортное средство ввозилось с помещением под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) и впоследствии вывезено из России.

  1. Обращение в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора.

Общий срок рассмотрения заявления, принятия решения о возврате утилизационного сбора и осуществления возврата утилизационного сбора не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления.

Отметим, что право на подачу такого заявления не обусловлено необходимостью признания незаконными действий таможенного органа по взысканию утилизационного сбора в ведомственном или судебном порядке.

С учетом указанных процедур, предусмотренных Постановлением № 1291, мы полагаем, что существующее правовое регулирование позволяет лицам, ранее осуществившим временный ввоз, реально рассчитывать путем последовательных обращений в таможню с указанными обращениями (либо с одним из них, в зависимости от обстоятельств) на возврат утилизационного сбора, уплаченного до июля 2019 года.

За какой период можно вернуть уплаченные утилизационные сборы?

Постановлением № 1291 определено, что заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора.

Из этого можно заключить, что реально возвратить возможно лишь суммы утилизационных сборов, уплаченные в течение трех лет, предшествующих дню подачи указанного заявления.

Возможен ли отказ в возврате утилизационного сбора?

В целом, мы полагаем, что при условии если утилизационный сбор уплачен в отношении временно ввезенного транспортного средства, и если заявление о возврате утилизационного сбора подано в вышеуказанный срок и полностью соответствует Постановлению № 1291 по содержанию и перечню приложенных документов, то у плательщика данного утилизационного сбора имеются все основания на его возврат.

Но важно иметь в виду, что по тексту Постановления № 1291 утилизационные сборы считаются излишне уплаченными (взысканными) лишь в двух случаях:

  • уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию),
  • ошибочной уплаты утилизационного сбора.

При этом никак не разъяснено, что следует понимать под «ошибочной уплатой утилизационного сбора».

Тем более, если на момент его уплаты Закон № 89-ФЗ действовал в прежней редакции, его нормы не были признаны неконституционными, и имелись все основания для законного взыскания сбора.

Нельзя исключать, что данный момент может послужить основанием для формального отказа таможенного органа в возврате утилизационного сбора, который, вероятно, потребуется обжаловать в судебном порядке.

Оценивая судебные перспективы такого иска, вернемся к Постановлению № 30-П и установленному им факту неконституционности нормы закона. Мы полагаем, что настолько существенный изъян закона не только ставит под сомнение законность ранее взысканных утилизационных сборов, но и позволяет суду трактовать выводы КС РФ как имеющие обратную силу, а положения Закона № 89-ФЗ, признанные неконституционными, недействующими с момента принятия данного закона.

С чего следует начать процесс возврата утилизационного собора?

Задача вернуть ранее уплаченный утилизационный сбор, в первую очередь, предполагает обращение в таможенный орган с правильно составленным заявлением и с приложением полного перечня правильно оформленных документов.

Заинтересованное лицо может совершить данные действия как самостоятельно, так и привлечь для их совершения специалистов в области таможенного дела, которые не только возьмут на себя весь процесс взаимодействия с таможенным органом, но и смогут правильно обжаловать действия таможни в случае необоснованного отказа в возврате утилизационного сбора.

Более подробно о секретах внешнеэкономической деятельности, вы узнаете в наших соцсетях Instagram, Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Удачи в бизнесе!

Алексей Зимин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 05.05.2020

Как обжаловать постановление о штрафе в Германии?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как возвратить деньги за оплаченный утилизационный сбор в Таможне? 

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?