Как избежать обман оборотней в погонах на МКАД

Достаточно часто к нам поступают вопросы перевозчиков о том, правомерны ли действия сотрудников российской дорожной полиции (далее – сотрудников ГИБДД) в г. Москве и на Московской кольцевой автомобильной дороге (далее – МКАД), которые останавливают грузовые автомобили и требуют предоставить им в бумажном виде для контроля специальный пропуск для проезда в зоны ограничения г. Москвы и МКАД (далее – пропуск).

Парадоксальность ситуации заключается в том, что у перевозчиков указанный пропуск получен и внесен в специальный Реестр, но сотрудники ГИБДД утверждают, что не располагают сведениями о его выдаче.

Для того, чтобы разобраться в правомерности действий сотрудников ГИБДД, рассмотрим более подробно вопрос, связанный с въездом грузового транспортного средства в зоны ограничения г. Москвы и МКАД без специального пропуска.

  1. Нормативно-правовое обоснование.

Положениями постановления Правительства Москвы от 22.08.2011 № 379-ПП (далее – Постановление № 379-ПП от 22.08.2011) и приказа Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 03.06.2021 № 61-02-249/21 (далее – Приказ № 61-02-249/21 от 03.06.2021), установлено, что всем перевозчикам, в том числе и иностранным, при движение на грузовом автотранспортном средстве разрешенной максимальной массой более 12 тонн (далее – грузовой автомобиль) по территории города Москвы и на МКАД необходимо иметь специальный пропуск, как в дневной, так и в ночной период времени, а при движении на грузовом автотранспортном средстве разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн – специальный пропуск только в дневной период.

Но указанные нормативно-правовые акты не являются основанием для привлечения водителей перевозчиков к административной ответственности, так как в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ) отсутствуют положения, в которых была бы предусмотрена административной ответственность за нарушение данных актов.

Во исполнении вышеназванного Постановления № 379-ПП от 22.08.2011 и Приказа № 61-02-249/21 от 03.06.2021 на автомобильных дорогах при въезде на МКАД были установлены дорожные знаки – 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено», которые ограничивают движение грузовых автомобилей по территории г. Москвы и МКАД.

При этом специальный пропуск, который выдается перевозчикам для проезда на грузовых автомобилях, разрешает данным перевозчикам движение в зоне действия указанного дорожного знака.

Таким образом, водитель перевозчика при въезде в зону ограничения г. Москвы и МКАД без специального пропуска, нарушает положения Правил дорожного движения (ПДД), а не положения Постановления от 22.08.2011 № 379-ПП и Приказа № 61-02-246/21 от 03.06.2021.

За нарушение таких положений ПДД установлена административная ответственность по части 7 статьи 12.16 КоАП РФ, а именно за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

То есть, за проезд под такой запрещающий знак, предусмотрено назначение административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

Следовательно, сотрудник ГИБДД имеет право остановить водителя, совершающего движение на грузовом автомобиле по территории г. Москвы или по МКАД и проверить в специальном Реестре информацию о выданном специальном пропуске перевозчику.

В случае, если инспектор ГИБДД установит, что перевозчику не был выдан пропуск (специальный пропуск не внесен в специальный Реестр), то водитель перевозчика будет привлечен к административной ответственности на основании части 7 статьи 12.16 КоАП РФ и ему будет назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

  1. Требуется ли на борту грузового автомобиля иметь в бумажном виде специальный пропуск для предъявления сотруднику ГИБДД, если он был заблаговременно получен в ЦОДД.

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» пропуск, разрешающий движение грузовым автотранспортным средствам с разрешенной максимальной массой более 3,5 и 12 тонн по территории города Москвы и на МКАД не входит в перечень документов, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Москвы № 379-ПП от 22.08.2011 пропуск – это сведения о грузовом автотранспортном средстве, внесенные в Реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве.

Наименование государственной услуги, предоставляемой ЦОДД – это внесение в Реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве, сведений об оформленных разовых пропусках (далее – Реестр).

Информация, содержащаяся в Реестре, является открытой и доступной для ознакомления заинтересованными лицами и подлежит обязательному размещению на официальных сайтах Мэра и Правительства Москвы и ГКУ ЦОДД в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Из положений данного акта следует, что перевозчику фактически не выдается пропуск для проезда по территории города Москвы и на МКАД, а сведения о его выдаче размещаются в специальном Реестре.

Таким образом, сотрудник ГИБДД не имеет право требовать у водителя для проверки предоставление указанного пропуска в бумажном виде и обязан проверять данную информацию в Реестре действующих пропусков, к которому у него имеется необходимый доступ.

По этой же причине сотрудник ГИБДД не имеет право задержать транспортное средство и поместить его на штрафстоянку.

По сути, перевозчику следует знать о том, что специальный пропуск выдается только в электронном (виртуальном) виде, а уведомление о его выдаче направляется только для подтверждения внесения «электронного» специального пропуска в соответствующий Реестр.

  1. Как действовать водителю, если специальный пропуск получен, и он внесен в специальный Реестр, но сотрудник ГИБДД утверждает, что таких сведений у него не имеется.

В действительности, когда у перевозчика получен специальный пропуск для движения по МКАД, а сотрудник ГИБДД заявляет о том, что не располагает такими сведениями, речь идёт в большинстве случаев об оказании психологического давления на водителя с целью получения взятки за несуществующее правонарушение.

Данную уловку при выполнении своих должностных обязанностей, преимущественно в работе с водителями иностранных грузовиков, активно практикуют непорядочные сотрудники ГИБДД.

Они прекрасно понимают психологию водителя и вынуждают его фактически добровольно предложить денежное вознаграждение (взятку) для быстрого урегулирования «проблемной» ситуации.

К сожалению, большая часть водителей, с молчаливого согласия руководства и транспортных менеджеров своих компаний, вступают в эти «высокие» отношения с блюстителями дорожного порядка и превращаются в «дойных коров», с которых на регулярной основе берут мзду хитроумные специалисты в погонах.

С целью предотвращения незаконных действий со стороны сотрудника ГИБДД, водителю необходимо выполнить следующие действия:

  1. Предъявить инспектору на своём экране смартфона скан уведомления о внесении сведений в Реестр пропусков или показать его в распечатанном виде.
  2. В случае, если в адрес перевозчика еще не было направлено указанное уведомление, а «электронный» специальный пропуск для проезда в зону ограничения МКАД уже зарегистрирован в системе фиксации пропусков, зайти со своего смартфона в реестр действующих пропусков на сайт https://transport.mos.ru/gruzoviki/reestr, в поисковой строке ввести регистрационный номер транспортного средства и продемонстрировать сотруднику ГИБДД результаты поиска, где отобразится номер выданного перевозчику пропуска.
  3. Если по какой-то причине у водителя не получается найти специальный пропуск в электронном Реестре, он должен позвонить ответственному работнику своего предприятия или в организацию, которая помогала перевозчику получить специальный, и выяснить номер этого пропуска. После чего сообщить номер специального пропуска сотруднику ГИБДД.
  4. В случае, когда у водителя отсутствует на руках распечатанное уведомление и возможность его продемонстрировать сотруднику ГИБДД на экране своего смартфона, а сотрудник ГИБДД игнорирует слова водителя, последнему необходимо попросить инспектора ГИБДД составить протокол об административном правонарушении, в котором в строке «объяснения, привлекаемого к административной ответственности»указать номер пропуска, который указан в Реестре пропусков.
  5. В случае, если после составления протокола об административном правонарушении сотрудник ГИБДД все же вынесет постановление по делу об административном правонарушении в отношении водителя, последнему необходимо его обжаловать в течение 10 суток с момента вручения в суде или в вышестоящем органе, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному рассматривать жалобы на такие постановления.

К жалобе на вынесенное сотрудником ГИБДД постановление, необходимо приложить распечатанное уведомление о внесении сведений в Реестр пропусков.

Подробная информации по оформлению пропусков на МКАД размещена здесь.

Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Подписывайтесь на нашу рассылку в InstagramFacebookВКонтактеTelegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Удачи на дорогах!

Владимир Мальгин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 09.11.2021

Оформление пропуска на МКАД

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?