Как избежать негативных последствий массового аннулирования пропусков на МКАД по причине отсутствия передачи данных в РНИС
Банальная ситуация: заявка на получение пропуска подана корректно — пропуск получен, маршрут утверждён, водитель отправлен в рейс. Но вдруг возникает неприятная неожиданность — пропуск аннулирован: система заявляет, что телематические данные «не поступают». Как результат: грузовик на стоянке, доставка задерживается, клиенты волнуются, ресурсы простаивают.
Особенно досадно становится от осознания того, что корень проблемы кроется не в маршруте и не в водительской дисциплине, а именно в несоответствии требованиям РНИС (РНИС — единая региональная навигационно-информационная система), закреплённым в нормативных актах. И, как известно, беда не приходит одна. Согласно новым правилам, принятым Дептрансом летом 2025 г., повторная подача заявки на получение пропуска (будь то разового на 10 дней, или годового) возможна лишь спустя 30 дней с даты аннулирования пропуска. Данное правило едино для всех и распространяется как на российских, так и на иностранных перевозчиков.
Чтобы подобных казусов не случалось, важно не просто знать, но и понимать нормативную базу, на которой основаны данные требования, и действовать шаг за шагом.
Требования к регистрации и передаче телематических данных не «придуманы», а закреплены на законодательном уровне. Приведем перечень ключевых нормативно-правовых актов, которыми обусловлены действующие правила:
- Постановление Правительства Москвы № 780-ПП от 3 декабря 2013 г.
«О государственной информационной системе «Единая региональная навигационно-информационная система города Москвы» — именно этот документ заложил нормативную основу для существования РНИС как государственной информационной системы, а также полномочия операторов и правила функционирования. - Федеральный закон № 22-ФЗ от 14 февраля 2009 г. «О навигационной деятельности» — закон устанавливает требования к деятельности в области навигационных услуг, включая обязательность использования навигационных систем (ГЛОНАСС / GPS) для определённых категорий транспортных средств.
- Приказ Минтранса РФ № 55 от 9 марта 2010 г. «Об утверждении Перечня видов автомобильного транспорта, подлежащего оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС / ГЛОНАСС-GPS» — данный приказ определяет, какие виды транспортных средств обязаны быть оборудованы навигационной навигационным оборудованием.
- Приказ Минтранса РФ № 19 от 1 февраля 2013 г. О мерах по реализации постановления Правительства РФ № 1367 от 21 декабря 2012 г. — документ, регулирующий применение навигации и телематики, включая взаимодействие с надзорными системами.
- Постановление Правительства Москвы № 379-ПП от 22 августа 2011 г. «Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Москвы» регулирует режим движения грузовых автомобилей внутри МКАД, ТТК, Садового кольца и устанавливает ограничения по времени (дневной режим, ночной режим) въезда в зоны ограничения г. Москвы в зависимости от грузоподъемности транспортных средств.
- Приказы Департамента транспорта Москвы (например, приказ № 61-02-249/21 от 3 июня 2021 г.) — данные приказы конкретизируют ограничения движения грузовых машин в пределах МКАД и условия выдачи пропусков на основании постановления № 379-ПП.
- Постановление Правительства РФ № 551 от 30 апреля 2021 г. — документ вводит дополнительные ограничения и нормы по передвижению грузового транспорта по Москве и МКАДу, с учётом телематики и пропускного режима.
Эти нормативные акты образуют устойчивый правовой каркас, а именно: прямо или косвенно обязывают перевозчиков обеспечивать регистрацию своих транспортных средств, оснащение оборудованием навигации и передачу данных для участия в системах мониторинга, таких как РНИС.
Заметьте: никакого «бумажного правила» — всё закреплено в законах и постановлениях. Потому игнорировать это — значит рисковать законностью своего бизнеса.
Как быть, чтобы избежать негативных последствий аннулирования действующих пропусков по причине отсутствия передачи телематических данных в РНИС?
Ниже приведем обновлённый, более детализированный план действий с учётом установленных требований и норм.
Шаг 1. Проанализируйте нормативные документы и определите, применяются ли к вам установленные в них требования.
Если грузовые транспортные средства вашего предприятия имеют разрешённую максимальную массу более 3,5 тонн, то однозначно на них распространяются требования обязательной регистрации в РНИС и оформления пропуска.
Если транспорт предназначен для перевозки опасных грузов, взрывчатых веществ и др., требования по навигации также применимы.
Шаг 2. Приведите техническую часть в соответствие нормативам
- Установите сертифицированное навигационное оборудование (ГЛОНАСС / ГЛОНАСС-GPS), из перечня средств навигационной передачи данных, отвечающих требованиям РНИС.
- Произведите настройку телематического устройства: в его параметрах укажите сервер и порт РНИС (например, адрес 178.208.130.54 порт 4444) и протокол передачи (EGTS или иной, поддерживаемый РНИС). При возникновении сложностей обратитесь к нашим специалистам – быстро и качественно произведем регистрацию оборудования в РНИС и обеспечим настройку корректной передачи телематических данных.
- Убедитесь, что SIM-карта исправна, тариф активен, антенна и питание работают стабильно.
Шаг 3. Зарегистрируйте транспорт и подключите трекер в РНИС
- На сайте rnis.mos.ru зайдите в личный кабинет (через СУДИР — Система управления доступом) и зарегистрируйте транспортное средство, указав все данные (госномер, VIN, масса и др.).
- После регистрации ТС подключите АТТ (трекер) и настройте ретрансляцию данных в систему (с указанием адреса и порта).
- На постоянной основе проверяйте статус состояния в системе –наличие значения «На связи» означает, что данные корректно передаются и принимаются РНИС.
Шаг 4. Тестируйте, контролируйте, реагируйте
- Проведите тестовую передачу данных сразу после установки.
- Контролируйте ежедневный статус: если станция или ТС «выпадает» из связи, выясняйте причину незамедлительно.
- Создайте систему уведомлений или правило эскалации: если отсутствие связи длится более, скажем, 30 минут, — включается сигнал тревоги.
Шаг 5. Подготовьте план реагирования на аннулирование пропуска
- При получении уведомления об аннулировании немедленно проверьте логи оборудования, выясните, почему данные перестали поступать.
- Подайте обращение в операторскую службу РНИС или техподдержку поставщика оборудования с доказательствами устранения неполадок.
- По истечении 30 дней после аннулирования пропуска подайте повторную заявку на получение разрешительного документа.
Важно! Любителям понадеяться на удачу советуем не злоупотреблять добрым расположением Госпожи Фортуны – обойти действующие требования, увы, больше не удастся. Пропуск может быть аннулирован уже через месяц после его получения. А подать повторную заявку получится не ранее, чем через 30 дней (это касается и годовых пропусков, и пропусков на 10 дней). В перспективе – ужесточение требований, а именно: при отсутствии передачи телематических данных в РНИС на этапе подачи заявки в ГКУ ЦОДД в регистрации обращения может быть отказано, дабы не дарить надежду тем, кто все еще жаждет играть по своим правилам. Пока данная мера лишь рассматривается, но, как показывает практика, от рассмотрения до внедрения – один шаг.
Требования регистрации, оснащения и передачи данных — не прихоть чиновников, а правовая обязанность, установленная федеральными законами, постановлениями и приказами. А РНИС — это регулирующий инструмент, который отсеивает «теневые» перевозки, обеспечивая прозрачность и открытость системы.
Представители транспортного бизнеса, которые относятся к этим требованиям как к «бумажной формальности», рискуют попасть в зону штрафов и аннулирований, а многие из них уже испытали на себе указанные выше карательные меры. Выбор остается за вами, но в данном случае очевидно, что для организации бесперебойной доставки грузов получателям в г. Москве необходимо действовать в соответствии с установленными требованиями и правилами, какими бы противоречивыми они не казались на первый взгляд. Важно осознавать, что любое допущенное нарушение или попытка обойти требования системы не приведут к успеху, а лишь усложнят бизнес-процессы и приведут к дополнительным расходам и затратам.
Удачи в бизнесе и безопасных дорог!
С уважением,
Екатерина Кретова
Руководитель отдела оформления пропусков МКАД
Заместитель генерального директора
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 28.10.2025
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?