Каботажные перевозки в Европейском Союзе. Что следует знать, чтобы уменьшить риск применения санкций?

Каботажные перевозки – это выполнение транспортных услуг внутри определенной страны иностранным перевозчиком, когда место погрузки и выгрузки находится в данной стране.

Практическим примером такой перевозки может быть следующая ситуация: российская компания перевозит груз из Москвы в Берлин, Германия, и после выгрузки соглашается выполнить перевозку из Берлина во Франкфурт.

В данном случае именно перевозка груза из Берлина во Франкфурт и будет рассматриваться как каботажная перевозка.

Обратный груз из Германии в Россию уже будет рассматриваться как обычная международная перевозка.

Каботажные перевозки в пределах Европейского Союза (далее – ЕС) регламентирует Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 1072/2009.

С его содержанием можно ознакомиться на портале «EUR-Lex» https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32009R1072).

Этот регламент, являясь актом непосредственного применения во всех государствах ЕС, унифицирует правила и принципы каботажных перевозок, а также определяет допустимое количество каботажных операций и период, в течение которого такие перевозки могут быть выполнены.

Перевозчикам, прибывающим из другого государства ЕС или третьей страны и выполняющим каботажные операции, необходимо знать следующие основные правила, которые проистекают из вышеупомянутого регламента:

  1. Перевозчик, прибывающий в конкретную страну с грузом (т. е. выполняющий международную перевозку), на этом же транспортном средстве может выполнить не более 3-х (трех) каботажных перевозок подряд (считая с даты разгрузки) в принимающей стране, которые должны быть завершены в течение 7 (семи) дней после завершения международной перевозки. То есть последний раз выгрузиться, выполняя каботажную перевозку, нужно в течение 7 (семи) дней после завершения (выгрузки) международной перевозки.
  2. Если перевозчик прибывает в конкретное государство ЕС без груза («пустой»), он может выполнить только 1 (одну) каботажную перевозку в принимающей стране, которая должна быть выполнена в течение 3-х (трех) дней с момента прибытия на «пустом» транспортном средстве в государство ЕС. То есть разгрузка должна быть осуществлена в течение 3-х (трех) дней с даты въезда в страну «пустого» транспортного средства. Такой перевозчик в соответствии с вышеуказанными требованиями имеет право выполнить ещё 2 (две) каботажные перевозки в двух других государствах ЕС (то есть по одной перевозке в каждой из двух других стран ЕС). Это означает, что максимальное количество операций каботажа, которые могут быть выполнены иностранным перевозчиком, въезжающим «пустым» в страну ЕС, составляет 3 (три) каботажные перевозки, которые могут быть выполнены только по 1-й (одной) перевозке в каждой из любых трех стран ЕС.
  3. Перевозчик, выполняющий каботажную перевозку, должен иметь доказательства о международной перевозке и каждой выполненной каботажной перевозке (то есть сведения о перевозке, которые должны быть указаны в CMR-накладной или в местных накладных). Следует иметь в виду, что в этом случае применяется правило «Один путевой лист = одна перевозка». Таким образом, если перевозчик одним рейсом согласился перевезти три груза для трех разных получателей внутри страны ЕС (с одного места погрузки), считается, что перевозчик выполняет сразу три операции каботажа (следовательно используется общий допустимый лимит для операций каботажа).
  4. Международная перевозка может быть выполнена только при наличии лицензии Сообщества и свидетельства водителя (в том случае, если водитель является гражданином третьей страны).

Хотя правила каботажных перевозок в странах ЕС регулирует один общий регламент, нужно иметь в виду, что в этом регламенте указаны только основные требования. Отдельные страны часто принимают свои внутренние, дополнительные правила в национальном законодательстве, которые действуют в этом конкретном государстве ЕС. Поэтому перевозчики, которые собираются выполнять каботажные перевозки в конкретной стране ЕС, должны быть знакомы не только с вышеупомянутым регламентом ЕС, но также и с правилами каботажных операций, а также командировок водителей (период отдыха и время вождения, оклады водителей в конкретных странах) каждой страны ЕС, в которой перевозчик планирует выполнять каботажные перевозки. Каждая страна может иметь особенности, которые являются специфическими.

В настоящее время особое внимание уделяется борьбе с незаконным каботажем. Незаконный каботаж считается очень серьезной проблемой. Поэтому за несоблюдение правил каботажных операций грозят достаточно серьезные санкции.

Санкции за нарушение правил каботажа налагаются по усмотрению компетентного органа (как принимающего государства ЕС, так и государства, в котором учреждена фирма перевозчика).

Виды санкций за каботажную перевозку:

  1. Предупреждение.
  2. Временная приостановка действия или отмена лицензии Сообщества.
  3. Запрет на выполнение каботажных операций в определенной стране на определенный период.
  4. Штраф.

Регламент предоставляет государствам ЕС достаточно большую свободу действий в вопросах размера штрафов за нарушения правил каботажных перевозок, а также в вопросах применения санкций. Поэтому штрафы за нарушения правил каботажа в отдельных государствах ЕС могут отличаться.

Важно, чтобы не только перевозчики, но и другие лица, участвующие в правовых отношениях перевозки, были бдительны.

При нарушении правил каботажных перевозок штраф может быть наложен не только на перевозчика, но и на экспедитора или заказчика (грузополучателя, грузоотправителя).

По этой причине мы рекомендуем заказчикам и экспедиторам включить в свои договоры (заказы) с перевозчиками дополнительные условия, которые указывают, что перевозчик обязан соблюдать правила каботажа и в случае нарушения данных правил обязан компенсировать не только убытки экспедитора и/или заказчика, но также и убытки клиентов данного экспедитора и/или заказчика.

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и В Контакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Удачи на дорогах!

Елена Цвирко
Адвокат
Юридическая фирма «JUREX»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе

Опубликовано 05.02.2019

Как оформить пропуск на МКАД?

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как правильно составить контракт? Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

qr
x
ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ по оформлению пропусков на МКАД

Подпишитесь и получите скидку на пропуск!

Подписаться в Телеграмм
x
Оформи пропуск на МКАД
со скидкой 10%

при подписке на наш Телеграмм канал

Подписаться в Телеграмм