Изменение порядка перевозки пиломатериалов в 2025 году

В последние годы российская система учета и контроля перевозки древесины претерпела значительные изменения, и в этот процесс вступили новые правила и технологии.

Контроль перевозки древесины с использованием электронного сопроводительного документа, внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС и навигационных пломб — все эти меры направлены на повышение прозрачности, контроль и предотвращение незаконной вырубки лесов и торговли древесиной.

Разберемся подробнее, как нововведения влияют на отрасль, и что меняется для всех участников.

Электронный сопроводительный документ: обязательный и неотъемлемый способ контроля перевозок древесины и продукции ее переработки.

Как известно, требованиями ст. 50.4 Лесного кодекса РФ в обязательном порядке предусмотрено сопровождение каждой перевозки древесины ЭСД (QR-кодом).

И, пожалуй, это самое главное, что необходимо знать об ЭСД (QR-кодах), планируя транспортировку пиломатериалов через территорию России.

Следующее, на что стоит обратить внимание – исключения, установленные тем же кодексом в ст. 50.4 п.3, а именно:

требования формирования ЭСД (QR-кода) не применяются к транспортировке древесины:

1) заготовленной гражданами для собственных нужд;

2) лицом, приобретшим право собственности на древесину в связи с использованием лесов по основанию, предусмотренному настоящим Кодексом, если совершение таких операций осуществляется в границах лесосеки;

3) в объеме до 10 кубических метров в случае приобретения на розничном рынке или в организации розничной торговли.

Исходя из положений ЛК РФ, требования формирования ЭСД (QR-кода) на транспортировку древесины распространяются на каждую перевозку древесины, кроме вышеуказанных исключений.

Таким образом, применение иных средств контроля перевозки древесины не позволяют исключить требования Лесного кодекса РФ о необходимости формирования ЭСД (QR-кода) на транспортировку древесины, в том числе, применение навигационной системы ЭРА-Глонасс, которая обязательно используется при перевозках древесины с 1 января 2025 г.  согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 25 августа 2023 г. №1378 «Об утверждении Правил ведения государственного лесного реестра», ЛК РФ статья 96.3 или с применением навигационных пломб в отношении лесоматериалов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.2023 № 150.

Разберемся подробнее!

ЭРА-ГЛОНАСС: навигация для контроля.

С 1 января 2025 г. транспортные средства, задействованные в работе лесного комплекса, должны оснащаться аппаратурой спутниковой навигации (АСН) и передавать навигационную информацию во ФГИС Лесного комплекса через госинформсистему «ЭРА-ГЛОНАСС»  согласно Постановлению Правительства РФ от 25 августа 2023 г. №1378 «Об утверждении Правил ведения государственного лесного реестра». Это решение, поддержанное Лесным кодексом РФ в ст. 96.3, помогает не только отслеживать местоположение груза, но и эффективно контролировать маршрут его движения.

Важно отметить, что отдельно установленная аппаратура спутниковой навигации передает сигнал только в госинформсистему «ЭРА-ГЛОНАСС», а для соблюдения требований лесного законодательства и передачи навигационной информации во ФГИС Лесного комплекса при перевозке древесины требуется оформление ЭСД (QR-кода), который выступает связующим звеном между «ЭРА-ГЛОНАСС» и ФГИС Лесного комплекса.

Навигационные пломбы: альтернатива «ЭРА-ГЛОНАСС», но не ЭСД (QR-коду).

Нововведением стал механизм применения навигационных пломб в экспериментальном режиме, регулируемый Постановлением Правительства РФ от 02.02.2023 № 150. Эти устройства позволяют фиксировать не только местоположение транспортного средства, но и его движение. Если пломба нарушена, это будет сигнализировать о попытке незаконной переработки или перемещения древесины.

Что касается транзитных перевозок через территорию России, необходимо руководствоваться требованиями Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 № 2552 «О порядке перевозки отдельных видов древесины и (или) продукции ее переработки грузовым автомобильным транспортом и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое утверждает только перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые допускается перемещение древесины при въезде и выезде с территории Российской Федерации автомобильным транспортом.

Используя добровольно электронную навигационную пломбу (ЭНП) в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 02.02.2023 № 150, становится возможным дополнительно расширить перечень пунктов пропуска, через которые допускается перемещать лесоматериалы, не руководствуясь перечнем пунктов пропуска согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2022 № 2552, а также не исполнять требования об оснащении аппаратурой спутниковой навигации (АСН) «ЭРА-ГЛОНАСС» транспортного средства.

Но использование ЭНП не исключает требования ст. 50.4 Лесного кодекса РФ о необходимости формирования ЭСД (QR-кода) согласно содержанию Постановления Правительства РФ от 02.02.2023 № 150. Более того, применение электронной пломбы обходится достаточно дорого для участников внешнеэкономической деятельности. Так, например, в Беларуси стоимость установки электронной  навигационной пломбы — 10 базовых величин (1 базовая величина — 42 белорусских рубля с 1 января 2025 года), отслеживание — 3 базовые величины, снятие — 6 базовых величин. Итого, при сроке транзита пиломатериалов до 10 дней стоимость установки/отслеживания/снятия ЭНП составит порядка 1 932 белорусских рублей (~ 55 500 российских рублей). Уточним, что данная стоимость составляет тариф использования ЭНП на 1 транспортном средстве в течение 1 грузоперевозки. Умножаем парк транспортных средств, задействованных в грузоперевозке пиломатериалов, на стоимость одной навигационной пломбы и voilà – получаем кругленькую сумму.

Стоимость установки и подключения АСН-терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» тоже удовольствие не из дешевых. Однако подкупает долгосрочность использования данного оборудования: один раз установил и на всю жизнь. С учетом увеличенного спроса стоимость АСН-терминала увеличилась в среднем на 20 % по сравнению с прошлым годом, но, тем не менее, обходится пользователю гораздо дешевле.

Исходя из рассуждений выше, можно сделать следующие выводы, говоря о средствах контроля за транзитными перевозками древесины через территорию России:

В настоящее время утверждено несколько средств контроля транспортировки древесины:

  1. Электронный сопроводительный документ (QR-код), который требуется оформлять для каждой перевозки древесины.
  2. Электронная навигационная пломба (ЭНП), используя которую допускается выполнять транспортировку древесины, не оснащая транспортное средство (АСН) ЭРА-ГЛОНАСС, а также перемещать древесину через расширенный перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. ВАЖНО! Использование ЭНП не исключает требования о формировании ЭСД (QR-кода).
  3. Аппаратура спутниковой навигации (АСН) ЭРА-ГЛОНАСС, которая служит инструментом отслеживания местоположения транспортного средства, транспортирующего древесину, передавая данные во ФГИС Лесного комплекса посредством формирования ЭСД (QR-кода).

Современное законодательство ежедневно меняется, устанавливаются новые объемные требования, в нормативно-правовых актах часто используют сложные формулировки, которые порой могут даже показаться противоречивыми, поэтому иногда контролирующие государственные органы, представленные отделами или инспекторами, не всегда успевают разобраться в нюансах нормативно-правовых актов или могут трактовать положения законодательных актов по-разному, что может спровоцировать участников ВЭД регулярно совершать нарушения, которые могут быть внезапно пресечены.

В случае, если Вам требуется консультация по порядку перевозки древесины по территории России, вы всегда можете обратиться к компетентным юристам за консультацией или помощью в разрешении проблемной ситуации на таможенном посту.

Для оформления электронных сопроводительных документов на вывоз древесины из Беларуси и других стран ЕАЭС обращайтесь к нашим специалистам.

Заявки на оформление страховок для въезда в Россию и Беларусь на лучших условиях направляйте в what’s app +79113629121 или на info@urvest.ru.

Для поиска грузов подписывайтесь на наш телеграм-канал Биржа грузоперевозок «URVEST».

Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Подписывайтесь на нашу рассылку в InstagramFacebookВКонтактеTelegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграм-канал «URVEST Пропуск МКАД».

Удачи на дорогах!

Екатерина Кретова
заместитель генерального директора
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 11.02.2025

Оформление пропуска на МКАД

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

qr
x
ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ по оформлению пропусков на МКАД

Подпишитесь и получите скидку на пропуск!

Подписаться в Телеграмм
x
Оформи пропуск на МКАД
со скидкой 10%

при подписке на наш Телеграмм канал

Подписаться в Телеграмм
Закажите звонок!
Есть вопрос?Мы гарантируем Вам ответ!
Есть вопросы? Нажмите и мы перезвоним вам в течение 60 секунд! x