Что ожидает владельцев транспортных средств и перевозчиков при запуске процедуры мобилизации в России?

21 сентября 2022 года издан Указ Президента Российской Федерации № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее – Указе № 647), которым осуществлен призыв граждан РФ на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (далее – ВС РФ). В связи с этим у перевозчиков появился риск мобилизации в ряды ВС РФ водителей, которые у них работают.

В Указе № 647 напрямую не указано, что для нужд ВС РФ будут изыматься транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, но это не значит, что российским законодательством не предусмотрена такая возможность при определенных обстоятельствах.

В соответствии с положениями российского законодательства с момента опубликования Указа № 647, у некоторых лиц возникает обязанность передать свое транспортное средства во владение ВС РФ.

Так, статьями 18 и 19 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» (далее – Закон № 1-ФКЗ), установлено, что граждане и организации, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления и предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.

Пунктом 3 Положений, утвержденных Указом Президента РФ от 02.10.1998 № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности» (далее – Указ № 1175), военно-транспортная обязанность в период мобилизации и в военное время распространяется на:

– организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками транспортных средств;

– граждан – владельцев транспортных средств.

В статье 13 (Военно-транспортная обязанность) Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» (далее – Закон № 31-ФЗ) указано, что:

– для обеспечения ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации устанавливается военно-транспортная обязанность;

– военно-транспортная обязанность распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, в том числе на порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные организации и иные организации, обеспечивающие работу транспортных средств, а также на граждан – владельцев транспортных средств;

возмещение государством убытков, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собственности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ;

– порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Исходя из указанных положений, следует, что:

– в период мобилизации и военного времени у государства есть полномочия по изъятию у перевозчиков и граждан транспортных средств для нужд ВС РФ;

– возмещение убытков, в связи с изъятием транспортного средства для нужд ВС РФ, устанавливается Правительством Российской Федерации;

– порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением, утверждаемым Президентом РФ.

Для внесения определенности о том, будут ли в период мобилизации изымать транспортные средства у граждан и предприятий на государственном портале «Объясняем.рф»  был опубликован ответ: «Нет. Указ «Об объявлении частичной мобилизации…» касается только мобилизации людей и не распространяется на технические средства».

Однако о том, что ожидает перевозчиков и граждан при изменении ситуации более подробно рассмотрим ниже.

  1. Кто ведет учет транспортных средств, которые подлежат изъятию.

Согласно положениям п. 8 Указа № 1175 и п. 17 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 14.03.2014 № 151 «Об утверждении Перечня транспортных средств, предоставляемых ВС РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям, и Порядка учета транспортных средств, предоставляемых ВС РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям» (далее – Приказ Минобороны РФ № 151), ведение учета транспортных средств по перечням, предоставляемых войскам, формированиям и органам, возлагается на военные комиссариаты и на органы военного управления.

Военные комиссариаты и органы военного управления получают информацию о транспортных средствах, подлежащих учету и изъятию у подразделений Госавтоинспекции, органов Гостехнадзора, Росстата, ФНС России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поэтому военкоматы знают, у кого именно какое транспортное средство имеется в собственности.

Военные комиссариаты и органы военного управления самостоятельно формируют специальный учет транспортных средств, подлежащий изъятию.

Учетные карточки заводятся при постановке транспортных средств на учет в военных комиссариатах муниципальных образований. Постановка транспортных средств на учет в военных комиссариатах муниципальных образований производится при получении информации о транспортных средствах и их владельцах из военного комиссариата, органов гостехнадзора, территориальных органов ФНС России, органов местного самоуправления и от организаций-владельцев.

Пунктом 11 Положений Указа № 1175 предусмотрено освобождение от военно-транспортной обязанности, однако перечень владельцев транспортных средств, подпадающих под его действие, должен устанавливаться Правительством Российской Федерации. В настоящее время он не установлен. Поэтому все владельцы транспортных средств несут военно-транспортную обязанность.

  1. Перечень транспортных средств, подлежащих изъятию.

Перечень транспортных средств, подлежащих изъятию изложен в Приложении №1 к приказу Минобороны России № 151).

В частности к ним относятся:

– категории M1G – легковые автомобили с повышенной проходимостью;

– категории M2 (кроме троллейбусов) и M3 (в том числе M2G, M3G) – автобусы;

– категории N (в том числе NG) – грузовые автомобили;

– категории O – прицепы;

– специальные и специализированные транспортные средства: автобетононасосы; автобетоносмесители; автогудронаторы; автокраны и транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами; автолесовозы и т.п.;

– тракторы;

– дорожно-строительные машины и механизмы на тракторных шасси: бульдозеры; рыхлители; кирковщики; корчеватели и т.п.;

– прицепные дорожно-строительные машины и механизмы: катки прицепные; скреперы прицепные; грейдеры и т.п.;

подъемно-транспортные машины и механизмы;

– гусеничные тягачи, транспортеры и транспортеры-тягачи;

– бронеавтомобили, вездеходы, амфибии на самостоятельных шасси или с оригинальными кузовами (корпусами): бронетранспортеры; бронеавтомобили военного (специального) назначения; бронеавтомобили, предназначенные для использования в экономическом комплексе страны и в личном пользовании граждан; гусеничные, колесные и шнековые снегоходы, болотоходы, снегоболотоходы; амфибии на самостоятельных шасси или с оригинальными кузовами (корпусами);

– снегоходы с лыжами в качестве элемента управления и прицепы к ним;

– квадроциклы (в том числе и легкие), мотовездеходы и прицепы к ним.

  1. В праве ли ВС РФ изъять у граждан (физических лиц) транспортное средство в период мобилизации.

В соответствии с положениями п. 20 Указа № 1175 военно-транспортная обязанность исполняется гражданами в военное время путем предоставления войскам, формированиям и органам тех транспортных средств, которые в них применяются. При этом гражданам выдаются документы, подтверждающие предоставление ими транспортных средств.

Таким образом, в период мобилизации недопустимо у граждан изымать транспортные средства для нужд ВС РФ, так как такое возможно только в военное время при введении военного положения.

При этом и в военное время есть некоторые ограничения по изъятию, так как изъятие личного транспорта возможно только при условии, если оно находится на территории с действующим военным положением.

  1. В праве ли ВС РФ изъять у юридических лиц (перевозчиков) транспортное средство в период мобилизации.

В соответствии с п. 5 Положений Указа № 1175 военно-транспортная обязанность исполняется организациями в период мобилизации и в военное время, путем предоставления войскам, формированиям и органам транспортных средств и обеспечения их работы в соответствии с мобилизационными заданиями.

Таким образом, у перевозчика в период мобилизации допустимо изъятие транспортного средства.

При этом, у перевозчика могут забрать не только транспортное средство, которое находится в собственности, но и то транспортное средство, которым он пользуется на договорных основаниях (например, по договору лизинга).

Но изъять транспортное средство у перевозчика возможно только при условии, если оно входит в специальный перечень Министерства обороны РФ и поставлено на учет.

Перед изъятием транспортного средства перевозчика должны обязательно предупредить об изъятии транспорта.

Для этого военкомат оправляет перевозчику письмо-распоряжение с датой и местом доставки транспортного средства.

За подготовку и доставку транспортного средства в ВС РФ платит перевозчик.

Надо иметь в виду, что в соответствии с Положениями Указа № 1175 должны устанавливаться процентные нормы и лимиты, предоставляемых транспортных средств, а значит у одного перевозчика вряд ли заберут все транспортные средства.

  1. Ответственность за отказ в передаче транспортного средства ВС РФ.

В соответствии с положениями ст. 19.25 КоАП РФ за неисполнение, установленных законодательством РФ военно-транспортных мобилизационных обязанностей предусмотрена ответственность:

– для граждан предупреждение или наложение штрафа в размере от 300 до 500 рублей;

– для должностных лиц – штраф от 500 до 1000 рублей;

– для юридических лиц – штраф от 10000 до 20000 рублей.

  1. Порядок возмещения денежных средств за использование транспортного средства государством.

В соответствии с положениями п. 25 Положений Указа № 1175, возмещение государством убытков, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением войскам, формированиям и органам транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собственности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом, как взыскивать убытки за изъятый транспорт не совсем понятно, так как в России пока не приняты специальные законы, в частности, – Постановление Правительства РФ, позволяющее перевозчику четко определиться с порядком возмещения ущерба.

В свою очередь изъятье транспортного средства для нужд ВС РФ соотносится с понятием «реквизировать», что означает отобрать (отбирать) в принудительном порядке в пользу государства или на военные нужды.

Российские юридические словари содержат два определения понятия реквизиции.

Первое определение реквизиции (от лат. requisitio – требование) дается через ст. 242 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и характеристику реквизиции как одного из оснований прекращения права собственности.

Второе определение дается с позиций международного права: реквизиция – принудительное возмездное изъятие различных видов имущества для использования их армией вражеского государства.

В свою очередь, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» предусматривает применение особого вида военной реквизиции – реквизиции в период военного положения в Российской Федерации.

Исходя из изложенного выше предлагается понимать:

а) под реквизицией в период военного положения в РФ – предусмотренную меру государственного принуждения ограничительного характера, применяемую к частным лицам на основании указа Президента РФ (оперативная реквизиция) или федерального закона (хозяйственная реквизиция) в определенном федеральным законом порядке в форме принудительного изъятия имущества с последующим возмещением стоимости изъятого (оперативная реквизиция) или в иной форме, определенной федеральным законом (хозяйственная реквизиция), в целях создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации;

б) под применением реквизиции в период военного положения в РФ – исполнительно-распорядительную государственно-властную форму деятельности специально уполномоченных федеральным законом (хозяйственная реквизиция) или указом Президента РФ (оперативная реквизиция) государственных органов исполнительной власти, органов военного управления и должностных лиц, заключающуюся в обеспечении, организации и непосредственном исполнении реквизиции федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ в сфере обеспечения обороны, безопасности, режима военного положения.

Таким образом, в связи с отсутствием легального регулирования возмещения ущерба, связанного с изъятием транспортного средства для нужд ВС РФ, возможным решением для собственникам, у которых были реквизированы транспортные средства, остаётся обращение в суд с иском к Государству о возмещении ущерба на основании ст. 242 ГК РФ.

Положения ст. 242 ГК РФ регулирует следующие взаимоотношения:

– возможность изъятия имущества для нужд Государства с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция);

– возможность оспаривания оценки, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества;

– права лиц, имущество которых реквизировано, требовать по суду возврата им сохранившегося ранее изъятого имущества.

  1. Процедура передачи транспортного средства ВС РФ.

В соответствии с положениями п. 16 Положений Указа № 1175, порядок, пункты передачи и сроки предоставления транспортных средств войскам, формированиям и органам устанавливаются Министерством обороны РФ, соответствующая информация доводится до организаций в мирное время.

Организации предоставляют транспортные средства войскам, формированиям и органам в установленные сроки в пунктах передачи с соответствующей документацией, в технически исправном состоянии, а также обеспеченными по нормам, определенным соответствующими нормативными правовыми актами РФ по вопросам военно-транспортной обязанности.

Доставка транспортных средств в пункты передачи, проведение подготовительных мероприятий для установки на них специального оборудования, переоборудование или дооборудование транспортных средств производятся силами и средствами организаций.

В связи с тем, что четкого описания порядка изъятия транспортных средств законодательством РФ не установлено, полагаю, что этот порядок должен быть следующим:

– военные комиссариаты и органы военного управления должны выдать собственнику транспортного средства соответствующее распоряжение о предоставлении и изъятии т/с для нужд ВС РФ;

– составить акт приема-передачи (изъятия, реквизиции) транспортного средства, в котором описать: характеристики т/с, комплектность т/с, стоимость т/с на момент изъятия и документы, которые изымаются вместе с т/с.

Законных оснований для избежания собственником передачи транспортных средств законодательством РФ не установлено поэтому не передавать транспортное средство ВС РФ перевозчик может только в случае, если у него нет транспортного средства в собственности (оно неисправно, пропало, украдено или уничтожено) или оно находится в пользовании иного лица, место нахождения которого ему неизвестно или оно находится в другой стране.

На основании изложенного предлагаем перевозчикам и гражданам быть готовыми к любой ситуации и при изъятии транспортных средств требовать от представителей военных комиссариатов и органов военного управления оформления соответствующих документов.

Для всех, кто хочет найти достойных партнёров для перецепки в России и Беларуси, подписывайтесь на наш телеграмм-канал Биржа грузоперевозок «URVEST».

На нашей Бирже вы сможете не только найти новых партнёров, но и абсолютно бесплатно размещать свои предложения по доставке грузов в различные точки мира, а также получать новых клиентов, заинтересованных в ваших услугах!

Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Подписывайтесь на нашу рассылку в InstagramFacebookВКонтактеTelegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграмм-канал «URVEST Пропуск МКАД»

Удачи на дорогах!

Владимир Мальгин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 25.10.2022

Оформление пропуска на МКАД

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

x
ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ по оформлению пропусков на МКАД

Подпишитесь и получите скидку на пропуск!

Подписаться в Телеграмм
x
Оформи пропуск на МКАД
со скидкой 10%

при подписке на наш Телеграмм канал

Подписаться в Телеграмм