Что обязан знать перевозчик при недоставке груза до таможни назначения

Часто к нам обращаются международные перевозчики, которые доставляют груз в рамках таможенной процедуры таможенного транзита (далее — ТП ТТ) в таможню назначения, где обнаруживается недостача товара.

Обычно такие ситуации с утратой груза в рамках ТП ТТ происходят в период с сентября по март, когда существенно сокращается световой день. Большая часть товаров похищается злоумышленниками в оставленных без охраны транспортных средствах в темных местах или плохо освещаемых стоянках.

Хотя в нашей практике были случаи, когда кража товара происходила и при отсутствии вины водителя (перевозчика), в частности, из движущегося транспортного средства. Но это уже совсем другая история.

В данной публикации рассмотрим особенности привлечения перевозчика к административной ответственности за недоставку товара в рамках ТП ТТ от таможни отправления до таможни назначения.

Нормативно правовое обоснование привлечения перевозчика к ответственности

В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) перевозчик — лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

Согласно п. 1 ст. 87 ТК ЕАЭС после пересечения таможенной границы ЕАЭС товары должны быть доставлены перевозчиком или лицом, перемещающим товары для личного пользования, в место прибытия. При этом не допускаются нарушение упаковки товаров, а также изменение, удаление, уничтожение, повреждение или замена наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

Также, перевозчик должен незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об указанных обстоятельствах, если они наступили, и о месте нахождения товаров, а также при повреждении транспортного средства перевезти товары или обеспечить их перевозку (транспортировку) в ближайший таможенный орган либо в иное место, указанное таможенным органом.

Согласно п. 1 ст. 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита — таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

Пунктом 1 ст. 149 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих соблюдению перевозчиком обязанностей, предусмотренных ст. 150 ТК ЕАЭС, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (транспортировку), если его транспортное средство повреждено, в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.

В соответствии с п. 1 ст. 150 ТК ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, за исключением случая, указанного в п. 2 ст. 150 ТК ЕАЭС, обязан:

1) доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен;

2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;

3) не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 148 ТК ЕАЭС.

Частью 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа или утрату товаров, находящихся под таможенным контролем.

Размер административного штрафа за такое нарушение составляет для юридических лиц от 300 000 до 500 000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

По сложившейся практике российская таможня привлекает к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ только перевозчиков — юридических лиц!

Водителей и должностных лиц не привлекают к такой ответственности длительное время, хотя такая возможность предусмотрена Законом.

Для таможенного органа не имеет значение стоимость недоставленного груза! Это может быть даже одна пара носков стоимостью 20 рублей, за недоставку которых перевозчик будет привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.

Особенности защиты перевозчика в случае недоставки груза

Важно знать, что в пути следования от таможни отправления до таможни назначения утрату груза могут обнаружить:

— сотрудники таможенного органа;

— самостоятельно перевозчик в пути следования до таможни назначения.

Если утрату (недоставку) груза обнаружит таможня на месте назначения, то в данном случае никаким образом перевозчик не сможет повлиять на дальнейший ход событий. Ему останется только размышлять о том, где могла произойти утрата товара и писать заявление в полицию о краже товара.

Если утрату (недоставку) груза обнаружит перевозчик, то теоретически он в пределах срока доставки товара до места назначения, установленного таможней, может найти (разыскать) утраченный груз и разместить его обратно в грузовом отсеке.

Однако, если утраченный товар невозможно найти (восполнить), то в этом случае перевозчик обязан незамедлительно сообщить таможенному органу и полиции о краже перевозимого груза, фиксировать обстоятельства кражи и объем украденного товара и ожидать инструкций от таможни о дальнейших его действиях.

При рассмотрении вопросов с недоставкой груза следует обратить внимание на сохранность таможенной пломбы, троса и других средств идентификации. Например, если таможенная пломба и другие средства идентификации повреждены.

В большинстве случаев недоставка груза обусловлена его кражей на участке пути от границы до таможни назначения. Если таможенная пломба сорвана и часть груза похищена, то вина перевозчика в недоставке груза, как правило, считается установленной.

Однако и в этой ситуации не все потеряно!

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст 2.1 КоАП РФ).

Соответственно, если перевозчик сможет доказать, что водитель двигался строго по установленному маршруту, не отклоняясь от пути следования, во время вынужденных остановок не оставлял без наблюдения транспортное средство и средства идентификации на нем, не совершал действий по выдаче товара третьим лицам, а также предпринял дополнительные меры, направленные на предотвращение повреждения таможенных пломб и хищения груза (заказал сопровождение груза или установил дополнительное запорное устройство на контейнер), на воротах полуприцепа установил сигнализацию и видеокамеру, в кабине тягача по пути всего следования непрерывно работал видеорегистратор, то есть основания утверждать, что были приняты все зависящие от перевозчика меры по соблюдению положений ТК ЕАЭС, а таможня не решила возложенных на нее ст. 24.1 КоАП РФ задач при производстве по делам об административных правонарушениях, т.е. не провела всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела.

Кроме того, если стоимость недоставленного груза по сравнению с доставленным несоизмеримо мала (например, меньше 1%) и нет отягчающих вину обстоятельств, то есть основания ходатайствовать о прекращении дела в связи с малозначительностью (ст. 2.9 КоАП РФ) и избежать штрафа в полном объеме (300 000 руб.).

Также, перевозчику для эффективного применения положений ст. 2.9 КоАП РФ необходимо будет признать свою вину, сослаться на тяжелое материальное положение, небольшую стоимость недоставленного груза, отсутствие претензий со стороны получателя груза, уплату таможенных платежей за недоставленный груз, отсутствие вреда государственным интересам и т.п.

Кроме того, за повреждение пломбы, трос и других средства идентификации перевозчика дополнительно привлекают к административной ответственности по ст. 16.11 КоАП РФ, размер штрафа от 5000 до 20000 рублей

Последствия для перевозчика, когда таможенная пломба не повреждена

Когда пломба, трос и средства идентификации не повреждены, но при этом почему-то не хватает заявленного груза в транспортном средстве, для перевозчика не должно возникнуть негативных последствий.

Перевозчик может совершенно обоснованно, ссылаясь на факт сохранности пломбы, указать в качестве основания недоставки части груза недовложение этого груза отправителем.

Действительно, если таможенная пломба не повреждена и нет следов проникновения в грузовой отсек иными способами, то единственный логичный вывод следующий – заявленного в товаросопроводительной документации груза в контейнере просто не было. Следовательно перевозчик не виноват в недоставке груза!

Несмотря на изложенные выше аргументы, таможенный орган иногда и в этой ситуации возбуждает дела об административном правонарушении по ст. 16.9 КоАП РФ, ссылаясь на пункты 1 и 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее — КДПГ), согласно которой при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковку.

Однако, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 КДПГ право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения, имеет отправитель; он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик же может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.

Таким образом, в каждом конкретном случае проверки груза действия перевозчика обусловлены соответствующим правомочием отправителя и реализацией последним этого права.

Принимая во внимание, что водитель не имеет реальной технической возможности самостоятельно проверить наименование товара, дальнейшие действия перевозчика по проверке наименования товара выходят за рамки необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений, значимых для таможенных целей.

Поэтому в вышеуказанном случае при активной защите перевозчик вероятнее всего добьётся положительного результата и не будет привлечен к административной ответственности по ст. 16.9 КоАП РФ.

Ситуация, когда в пути следования от таможни отправления до таможни назначения под ТП ТТ произошло опрокидывание груза или ДТП, но при этом груз остался в грузовом отсеке в неликвидном виде

В этом случае таможенные органы также возбуждают дела об административном правонарушении по ст. 16.9 КоАП РФ полагая, что перевозимый груз был безвозвратно утрачен, и в действиях перевозчика имеется событие административного правонарушения.

Но исходя из российской судебной практики следует, что под утратой (недоставкой) понимается выбытие товаров из фактического владения лиц, обязанных в соответствии с требованиями таможенного законодательства обеспечить сохранность находящихся под таможенным контролем товаров, а не их повреждение до неликвидного состояния.

Таким образом, перевозчик будет неправомерно привлечен к административной ответственности по ст. 16.9 КоАП РФ за повреждение груза, перевозимого по таможенной процедуре таможенного транзита в опломбированном таможенным органом грузовом отсеке транспортного средства.

Поэтому перевозчик, формируя защиту своих интересов при возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 16.9 КоАП РФ должен знать:

— вина перевозчика обусловлена наличием у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при условии, что данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;

вину перевозчика должен доказать таможенный орган;

— для обоснования своей невиновности перевозчику необходимо собрать максимальное число доказательств, так как судья оценивает дело в каждом конкретном случае на основании своего внутреннего убеждения и по совокупности доказательств;

в случае недовложения груза отправителем вина перевозчика отсутствует;

— в случае повреждения груза по результатам опрокидывания груза или ДТП, при этом если груз хоть и в неликвидном виде, но остался в грузовом отсеке, вина перевозчика отсутствует, и в этом случае груз не считается утраченным.

Водителям и перевозчикам следует учитывать данную информацию во избежание негативных последствий во время перевозки груза и своевременно обращаться за помощью к компетентным таможенным юристам.

Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, ВЭД Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Заявки на оформление полиса ОСАГО на лучших условиях направляйте в what’s app +37125670347 или на info@urvest.ru.

Заявки на оперативную оплату штрафов в РФ направляйте в what’s app +37125670347 или на info@urvest.ru.

Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграм-канал «URVEST Пропуск МКАД»

Для оформления электронных сопроводительных документов на вывоз древесины из Беларуси и других стран ЕАЭС обращайтесь к нашим специалистам.

Удачи на дорогах!

Владимир Мальгин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 19.12.2023

Оформление пропуска на МКАД

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

qr
x
ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ по оформлению пропусков на МКАД

Подпишитесь и получите скидку на пропуск!

Подписаться в Телеграмм
x
Оформи пропуск на МКАД
со скидкой 10%

при подписке на наш Телеграмм канал

Подписаться в Телеграмм