Требуется ли наличие трехстороннего разрешения при перевозке с использованием транспортного средства грузоподъемностью до 3,5 тонн?

Среди компаний, обращающихся в нашу компанию за правовой помощью по вопросам соблюдения положений российской разрешительной системы, часто встречаются небольшие компании-перевозчики с автопарком, состоящим преимущественно из транспортных средств грузоподъемностью до 3,5 тонн и общей массой до 6 тонн включительно.

Иногда данные перевозчики осуществляют либо трехсторонние перевозки (в/из третьих государств), либо двусторонние перевозки грузов третьих государств с территории страны регистрации на территорию России или обратно.

При этом у них возникают определенные вопросы касательно того, имеют ли они право совершать такие перевозки без наличия на борту автомобиля специального трехстороннего российского разрешения (далее – трехстороннее разрешение).

Рассмотрим данный вопрос в настоящей статье.

  1. Как урегулированы законодательством РФ перевозки по территории России на автомобилях грузоподъемностью до 3,5 тонн и общей массой до 6 тонн включительно?

Основными нормативно-правовыми актами, которые регулируют международные перевозки на автомобилях с указанными характеристиками, являются:

  • соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительствами иностранных государств о международном автомобильном сообщении (далее – Соглашения);
  • приказ Минтранса России от 14.10.2015 № 301 «Об утверждении Особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств» (далее – Приказ № 301).

Соглашениями, как правило, определяются виды перевозок, которые могут совершаться по двусторонним разрешениям (двусторонние и транзитные перевозки) или по трехсторонним разрешениям (трехсторонние перевозки), а также виды перевозок, которые совершаются без разрешений.

Приказом Минтранса России № 301 урегулированы и разъяснены вопросы перевозки грузов третьих государств по территории России, а именно в нем указано какой комплект документов должен находиться на борту автомобиля при перевозке указанного груза, чтобы возможно было совершать двустороннюю перевозку:

  • по двустороннему разрешению;
  • или без разрешения. 

Также в указанном приказе оговорено, что если на борту автомобиля не имеется необходимого комплекта документов, то такая перевозка грузов третьих государств должна совершаться по трехстороннему разрешению, так как иностранный перевозчик не доказал свое право на осуществление двусторонней перевозки груза по двустороннему разрешению или без разрешения. То есть не доказал, что он действительно совершает двустороннюю перевозку груза (погрузил груз в автомобиль на территории своей страны регистрации).

Положениями некоторых Соглашений установлено, что двусторонние и транзитные разрешения не требуются при выполнении двусторонних и транзитных перевозок грузов автотранспортными средствами, общая масса которых, включая прицеп, не превышает 6 тонн и грузоподъемность которых, включая прицеп, не превышает 3,5 тонны.

Такие послабления для перевозчиков с автомобилями указанных характеристик имеются только у следующих государств: 

  • Азербайджан, Болгария, Литва, Польша, Словения, Эстония (при обязательном соблюдении двух требований одновременно); 
  • Абхазия, Молдова, Бельгия, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Испания, Латвия, Лихтенштейн, Нидерланды, Норвегия, Сербия, Словакия, Чехия, Швейцария, Швеция, Черногория (при обязательном соблюдении одного из требований).

Помимо этого, право совершения на автомобилях с любой массой и грузоподъемностью двусторонних и транзитных перевозок по территории России без двусторонних и транзитных разрешений установлено:

  • для перевозчиков государств-членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия); 
  • для перевозчиков Таджикистана, Узбекистана, Ирана (только двусторонние перевозки) и Украины (только двусторонние перевозки).
  1. Имеет ли право иностранный перевозчик совершать трехстороннюю перевозку груза на автомобиле грузоподъемностью до 3,5 тонн и общей массой до 6 тонн включительно без трехстороннего разрешения?

В соответствии с положениями Соглашений любые иностранные перевозчики не освобождаются от обязанности иметь на борту автомобилей трехсторонние разрешения при совершении трехсторонней перевозки груза (перевозки в/из третьих государств), в том числе при перевозке грузов на автомобилях грузоподъемностью до 3,5 тонн и общей массой до 6 тонн включительно.

Таким образом, в рамках Соглашений иностранные перевозчики, совершающие трехсторонние перевозки груза (в/из третьих государств) по территории России на автомобилях грузоподъемностью до 3,5 тонн и общей массой до 6 тонн включительно, не освобождаются от обязанности иметь на борту автомобиля трехстороннее разрешение.

  1. Имеет ли право иностранный перевозчик совершать двустороннюю перевозку груза третьего государства на автомобиле грузоподъемностью до 3,5 тонн и общей массой до 6 тонн включительно без трехстороннего разрешения?

В соответствии с российским законодательством груз третьего государства – это груз, владельцем и (или) грузоотправителем либо грузополучателем которого является юридическое лицо, зарегистрированное в государстве, отличном от государства погрузки и государства разгрузки транспортного средства, или физическое лицо, являющееся гражданином государства, отличного от государства погрузки и государства разгрузки транспортного средства, или лицо без гражданства, имеющее место жительства в государстве, отличном от государства погрузки и государства разгрузки транспортного средства.

Чтобы совершить двустороннюю перевозку на территорию России грузов третьих государств по двустороннему разрешению или без разрешения, иностранному перевозчику необходимо соблюсти требования Приказа № 301. 

А именно на борту автомобиля иностранного перевозчика должен быть определенный комплект документов, в частности:

  • двустороннее разрешение со специальной отметкой,
  • поручение иностранного перевозчика, 
  • правильно заполненная CMR на предшествовавшую перевозку, 
  • один из других документов, указанных в пунктах 4-9.1 данного приказа.

В свою очередь, положения Приказа № 301 не освобождают иностранных перевозчиков, перевозящих грузы третьих государств из автомобилях грузоподъемностью до 3,5 тонн и общей массой до 6 тонн включительно, от выполнения установленных этим приказом общих требований о наличии определенного комплекта документов при совершении двусторонней перевозки грузов третьих государств на территорию России. 

При их несоблюдении у перевозчиков, вне зависимости от общей массы транспортного средства, при въезде в страну на борту автомобиля должно находиться заполненное трехстороннее разрешение. 

  1. Существуют ли нормативные акты, содержащие исключения в отношении малотоннажных автомобилей?

В главе 2 «Либерализованные перевозки» Руководства пользователя СЕМТ/ЕКМТ, которое представляет собой международный правовой акт, установлены виды перевозок, которые освобождаются от требований, обусловленных многосторонними и двусторонними разрешениями на перевозки, в том числе перевозка грузов моторными транспортными средствами, у которых допустимая полная масса с грузом, включая прицепы, не превышает 3,5 тонн. 

Из этого должно следовать, что перевозчики (если они зарегистрированы в стране, входящей в Соглашение СЕМТ/ЕКМТ, и перевозят груз между странами этого соглашения), перевозящие груз на автомобилях с допустимой полной массой, включая груз и прицеп, не более 3,5 тонн, при совершении трехсторонней перевозки должны освобождаться от обязанности иметь на борту автомобиля трехстороннее разрешение. 

Но на практике важно понимать, что российская транспортная инспекция и суды считают неприменимыми данные положения Руководства пользователя СЕМТ/ЕКМТ на территории России.

К сожалению, рассматриваемая норма Руководства пользователя CEMT/ЕКМТ пока не воспринимается судебной практикой как специальная по отношении к общим нормам, установленным Соглашениями и Приказом № 301, а следовательно, имеющая большую юридическую силу.

Остается надеяться, что рано или поздно появятся судебные прецеденты, которые смогут изменить эту некорректную с нашей точки зрения практику.

Подводя итог, и отталкиваясь от сложившихся на практике требований, мы рекомендуем иностранным перевозчикам, осуществляющим трехсторонние перевозки либо перевозящим грузы третьих государств на автомобилях грузоподъемностью до 3,5 тонн и общей массой до 6 тонн включительно:

  • соблюдать положения Приказа № 301 на общих основаниях, поскольку исключительные правила в отношении них в России фактически не действуют;
  • при перевозке грузов третьих государств, если на борту автомобиля отсутствуют документы, необходимые в соответствии с требованиями Приказа № 301 для проезда по двустороннему разрешению, иметь на борту автомобиля трехстороннее разрешение;
  • в случае привлечения к административной ответственности за осуществление указанных видов перевозок без трехстороннего соглашения, бороться до конца за свои права и при необходимости обращаться к компетентным специалистам, которые готовы совместно с перевозчиком формировать новую практику и доказывать право на перевозки с использованием малотоннажных автомобилей по безразрешительной системе.

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Подписывайтесь на нашу рассылку в InstagramFacebookВКонтактеTelegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Удачи на дорогах!

Владимир Мальгин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 31.03.2020

PNB BANKА. Как вкладчику возвратить свои деньги?

Как минимизировать таможенные риски?
Направьте заявку в разделе «ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ»

Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 - 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»