Может ли трудовой договор обязать водителя к ответственности за ущерб, причиненный ДТП по невнимательности?

В настоящей публикации рассмотрим проблему допустимости переложения на водителя транспортной компании имущественной ответственности за вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), на конкретном примере из испанской судебной практики.

Верховный суд Валенсийского сообщества в октябре прошлого года отклонил иск о возмещении ущерба, поданный автотранспортной компанией против работника, попавшего в аварию на грузовике вследствие невнимательности при вождении.

Исходя из обстоятельств дела, обвиняемый водитель потерпел два ДТП за последние семь месяцев, оба из них – по невнимательности, будучи за рулем транспортного средства, принадлежащего компании. Учитывая характер повреждений, причиненных транспортному средству, транспортная компания потерпела крупный ущерб, что послужило причиной последующего увольнения невнимательного водителя.

Но увольнением дело не ограничилось: как выяснилось, компания и работник согласовали приложение к трудовому договору, в соответствии с которым водитель обязался принять на себя ответственность за любой вид ущерба, причиненного его некачественной работой.  В частности, он взял на себя обязательство возместить стоимость любого повреждения, поломки или потери, причиненных транспортному средству или перевозимым товарам.

По мнению Суда, одной из отличительных особенностей трудового договора является то, что «именно работодатель, а не работник, принимает на себя как плоды, так и риски, возникающие в связи с предоставленной работой, в том числе той, которая выполнена с ошибками или неосторожностью работника, который не может обязаться не совершать ошибки».

Отвлечение внимания от вождения, вызвавшее аварию, не может рассматриваться как преднамеренное или сознательное поведение работника, особенно в случаях профессионального вождения, когда управление транспортным средством производится много часов подряд. «Отвлечение внимания, — считает Суд, — не отражает какой-либо поведенческий элемент, который позволяет оценить серьезную небрежность со стороны работника; ни преднамеренное поведение, как это могло бы быть, например, в случае наличия положительного результата теста на содержание алкоголя в крови».

Условие о возмещении ущерба, содержащееся в трудовом договоре, должно применяться только к случаям «плохой работы или поведения работника» с явным отрицательным преднамеренным компонентом, который в данном случае не совпадает с невнимательностью водителя при управлении транспортным средством, предоставленным компанией.

Таким образом, ни факт рецидива ДТП в течение короткого срока, ни высокая стоимость ремонта не убедили суд в ответственности водителя.

По мнению Суда, требование компенсации вреда без каких-либо оговорок было бы серьезным препятствием для трудоустройства на большинство должностей, учитывая потенциальный риск ущерба для работников, которые при выполнении должностных обязанностей вынуждены управлять дорогостоящими инструментами труда, приборами и оборудованием, принадлежащим работодателю, вследствие чего может быть принято во внимание, только если доказано явное виновное поведение работника.

Также и в иных странах судебной практикой или законом могут предусматриваться подобные ограничения полной ответственности водителя, а именно возложение на него такой ответственности лишь в исключительных случаях, как, например:

  • умышленное причинение вреда;
  • причинение вреда в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • причинение вреда преступлением или административным правонарушением;
  • прямое нарушение должностных обязанностей или указаний руководителя;
  • причинение вреда не при исполнении должностных обязанностей и др.

Транспортным компаниям не следует полагаться лишь на положения трудовых договоров с водителями для исключения риска убытков от ДТП и учитывать риск признания таких условий договора недействительными.

Для тех же целей рекомендуется принимать и иные меры, такие как более тщательный подбор водительского персонала, правильный и регулярный инструктаж, создание для водителей благоприятных условий работы, контроль за соблюдением ими режима труда и отдыха.

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и В Контакте, а также в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Удачи на дорогах!

Зоя Ильенко
Адвокат
«1961 Abogados & Economistas»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе

Опубликовано 05.03.2019

Как оформить пропуск на МКАД?

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как правильно составить контракт? Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

qr
x
ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ по оформлению пропусков на МКАД

Подпишитесь и получите скидку на пропуск!

Подписаться в Телеграмм
x
Оформи пропуск на МКАД
со скидкой 10%

при подписке на наш Телеграмм канал

Подписаться в Телеграмм