Как минимизировать убытки при ошибочном ввозе товара на территорию ЕАЭС? Правовой разбор на примере конкретной ситуации

На первый взгляд работа юриста в сфере ВЭД представляет собой набор стандартных ситуаций, на каждую из которых есть заранее заготовленное решение.

Однако в своей работе мы нередко сталкиваемся с ситуациями, когда наши клиенты имеют дело с необычными проблемами в сфере внешнеэкономической деятельности. Причем каждый подобный кейс по-своему индивидуален и с большой степенью вероятности неповторим. Тем интереснее найти правильное решение задачи и получить от клиента искреннюю благодарность за оказанную помощь.

Клиент-перевозчик обратился в нашу компанию со следующей необычной фабулой.

Осуществлялась перевозка груза по маршруту Швеция – Россия, с перецепкой тягача на территории Литвы. На литовском складе водитель по ошибке «зацепил» не тот полуприцеп, который прибыл из Швеции и должен был далее следовать в Россию, а совершенно другой – следовавший по маршруту Литва – Швеция. И, ничего не подозревая, повез данный полуприцеп, номер которого не был указан в CMR-накладной, с совершенно другим грузом в Россию. 

Более того, он благополучно прошел границу и оформил на белорусском пункте пропуска транзит на тот товар, который на самом деле остался стоять в Литве. 

Обнаружив проблему только на территории Беларуси, перевозчик задался главным вопросом – как вернуть ошибочно ввезенный товар в ЕС, желательно с наименьшими потерями. И обратился к нам с простым вопросом – что делать!

Оценивая описанную клиентом ситуацию, мы выявили две ключевых проблемы:

  • факт незаконного ввоза товара, который не был помещен под процедуру таможенного транзита;
  • факт незаконного ввоза ТСМП (полуприцепа), в отношении которого не был оформлен временный ввоз.

Основной риск для клиента-перевозчика состоял в потенциальном возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, поскольку формально здесь имелся состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.5 КоАП РБ (недекларирование товаров). Влечет штраф в размере до 30% от стоимости незадекларированного товара

В то же время в соответствии с примечанием к статье 14.5 перевозчик должен быть освобожден от ответственности, если еще до того, как таможня выявила нарушение, добровольно письменно сообщит в таможню о нарушении с одновременным представлением таможенной декларации и документов, на основании которых она заполнена.

Тем не менее, существовала большая вероятность возбуждения административного дела, поскольку, исходя из вышеуказанной формулировки, освобождение наступает только тогда, когда одновременно с сообщением сразу подается таможенная декларация.

Таким образом, в зависимости от широты толкования данного примечания, ответственность могла все равно наступить, даже если перевозчик только сообщил бы о намерении поместить товары под реэкспорт или даже поместил бы их на временное хранение для целей последующего декларирования.

Поэтому в идеале клиенту следовало обращаться в таможню с одновременной подачей реэкспортной декларации. Однако на тот момент это было крайне затруднительно, поскольку декларантом по данной таможенной процедуре могла выступать только сторона сделки в отношении товара, коими в данном случае являлись шведский экспортер, либо литовский импортер, а непосредственно подать декларацию могла только компания из Беларуси, нанятая в качестве таможенного представителя. 

Реализовать данную схему за один день на практике было практически невозможно, вследствие чего риски оставались крайне серьезными.

С учетом изложенных выводов нами был предложен клиенту следующий максимально прозрачный для таможни план действий:

  1. Получить от отправителя письмо с разъяснением, в чем заключалась и по какой причине была допущена ошибка при отправке товара. В этом же письме необходимо указать, что товар подлежит помещению под реэкспорт и возврату на территорию ЕС. 

Данное письмо можно предъявить как при первоначальном обращении в таможню, так и в дальнейшем, если будет возбуждено дело об административном правонарушении. Также данное письмо обязательно должно быть приложено к реэкспортной декларации на товары.

  1. Сообщить в таможенный орган об обстоятельствах, которые препятствуют доставке товаров в рамках процедуры таможенного транзита, а именно о том, что перевозчик обнаружил факт ввоза не того товара, который указан в товаросопроводительных документах. 

По закону перевозчик обязан сообщить об этом таможенному органу незамедлительно.

  1. Следовать инструкциям таможенного органа о том, куда следует переместить товары после вышеуказанного уведомления.
  2. Изменить место доставки и закрыть транзит непосредственно на ближайшем таможенном посту (чтобы избежать нарушения срока таможенного транзита).
  3. Поместить товары под процедуру реэкспорта (включая полуприцеп).

Таможенные пошлины при реэкспорте не уплачиваются, за исключением случаев, если товар не будет фактически вывезен в течение 4 месяцев после помещения под процуедуру.

  1. После помещения товаров под процедуру реэкспорта поместить их также под процедуру таможенного транзита (если их фактическое местонахождение будет не на самом пункте пропуска).
  2. Документы для декларирования оформлять следующим образом:
  • в качестве транспортного документа оформить CMR из РБ в страну, куда товары будут реэкспортироваться (в Литву);
  • в качестве коммерческого документа использовать изначальный инвойс Швеция-Литва;
  • к реэкспортной декларации в обязательном порядке приложить документ, содержащий сведения об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию (в качестве такового можно использовать письмо грузоотправителя)
  1. После открытия реэкспорта и таможенного транзита непосредственно вывозить товар с территории ЕАЭС.

В случае если бы таможня приняла решение возбудить дело об административном правонарушении и наложила арест на товары, то реализация пунктов 5-7 стала бы возможна только после завершения дела либо после внесения не депозит таможни денег в размере максимальной суммы штрафа (в качестве обеспечения по делу).

Однако к счастью предложенный план сработал на 100%. 

Машина была выпущена с товаром с территории Беларуси на территорию Евросоюза, причем без возбуждения в отношении перевозчика каких-либо дел об административных правонарушениях.

Данный удачный случай служит положительным опытом для нас и примером для других перевозчиков, которые оказались или могут оказаться в обстоятельствах, выходящих за рамки рядовой ситуации.

В качестве заключения, выделим четыре основных фактора, которые в совокупности позволили клиенту «выйти сухим из воды»:

  1. Своевременное обращение со своей проблемой к помощи юристов.
  2. Четкий и понятный план действий.
  3. Оперативность в его реализации.
  4. «Прозрачность» действий перевозчика для таможни.

А главный вывод из данной поучительной истории мы видим в том, что успех взаимодействия с юристом зависит для клиента во многом и от того, насколько правильно он реализует адресованные ему рекомендации.

Удачи на дорогах!

Алексей Зимин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 25.02.2020

Как оформить пропуск на МКАД?

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как правильно составить контракт? Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?