Предложения к проекту нормативно-правового акта № ID 02/08/02-16/00045873 «О внесении изменений в Особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2015 г. № 301».
1. Необходимо дать легальные определения понятиям «грузоотправитель», «грузополучатель» и «владелец груза».
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2015 г. № 301, которым утверждены Особенности выполнения международных автомобильных перевозок грузов третьих государств (далее – Приказ №301) оперирует понятиями «грузоотправитель», «грузополучатель» и «владелец груза». Однако, ни в одном специальном нормативно-правовом акте, регулирующем порядок осуществления международных автомобильных перевозок грузов, указанные понятия (термины) не разъяснены.
Международные нормативно-правовые акты оперируют понятиями «получатель» и «отправитель». Понятия «грузополучатель» и «грузоотправитель» содержатся в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ, однако данный нормативно-правовой не применим к международным автомобильным перевозкам.
При этом, толкование указанных понятий по аналогии и исходя из положений гражданского законодательства РФ влечет неоднозначность выводов.
Так, по отношению к покупателю товара и к перевозчику, грузоотправителем могут являться разные лица. Для покупателя товара грузоотправителем выступает продавец товара по инвойсу или уполномоченное им лицо. Но по отношению к международному автомобильному перевозчику грузоотправителем будет являться лицо, указанное в 1 графе накладной CMR, и поставившее свою печать в 22-й графе. При этом, при перевозке груза разными перевозчиками с его промежуточным хранением на складе, это будут разные лица. Аналогично и в отношении понятия «грузополучатель».
Предлагается разъяснить правовой смысл понятия «владелец груза», так как такое понятие отсутствует в международных нормативно-правовых актах, регламентирующих порядок осуществления международных автомобильных перевозок грузов.
Также, необходимо разъяснить, в каких случаях поручение иностранному перевозчику оформляется грузоотправителем, в каких грузополучателем, поскольку данный нормативно-правовой акт не регламентирует этот вопрос.
2. Необходимо уточнить, какие из указанных в пункте 3 Приказа №301 документов в обязательном порядке должны быть на борту каждого транспортного средства во время проведения транспортного контроля, а какие – в зависимости от вида перевозимого груза и маршрута перевозки.
Действующая редакция Приказа №301 в совокупности с положениями статьи 2 Федерального закона от 24.07.1998 N127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее – ФЗ №301) не дает правовой определенности в вопросе обязательного наличия на борту транспортного средства документов, указанных в п.3 Приказа №301.
В особенности, не определенным является вопрос обязательного наличия сертификата происхождения товара для определения вида перевозки, в том числе при осуществлении перевозки товара из РФ.
В соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), сертификат происхождения товара не относится к числу обязательных документов. Согласно ч.1 ст.62 ТК ТС, документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза. При этом, в силу ч.2 ст. 59 ТК ТС, документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Согласно ст.159 ТК ТС, сертификат происхождения товаров не относится к числу обязательных документов, предъявляемых перевозчиком при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза.
На основании изложенного следует, что сертификат происхождения товара не является обязательным документом, однако практика применения Приказа №301 должностным лицами УГАДН свидетельствует о том, что данный документ приравнивается к числу обязательных к наличию на борту транспортного средства.
3. Необходимо разъяснить возможность перевозки грузов происхождением из третьих государств по двухсторонним разрешениям.
Пункты 8 в сочетании с пп.«В» п.10 Приказа №301 в действующей редакции, по своей сути, устанавливают запрет на выполнение международных автомобильных перевозок на основании разрешения на двухстороннюю перевозку грузов третьих государств грузов страна происхождения которых отлична от страны регистрации транспортного средства.
Пункт 8 Приказа №301 устанавливает, что «информация о государстве (месте) происхождения товара (груза), содержащаяся в сертификате происхождения товара, ветеринарном сертификате, фитосанитарном сертификате, документе, подтверждающим безопасность продукции (товара) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, должна совпадать с информацией о государстве погрузки транспортного средства и государстве регистрации транспортного средства, содержащейся в накладной». Т.е. данное условие выполнимо только для грузов происхождением из страны регистрации транспортного средства.
Указанной нормой Приказ №301 фактически ограничивает положения Федерального закона N127-ФЗ, поскольку содержащиеся в законе критерии определения вида международной перевозки и само понятие «груза третьего государства» не основаны на понятии «страна происхождения груза».
4. В подпункте «Г» пункта 4 Приказа №301 используется понятие «склад, находящийся под таможенным контролем и управляемый таможенными органами».
Таможенное законодательство Европейского союза оперирует понятием таможенный склад. Лица осуществляют деятельность в качестве таможенного склада на основании разрешения таможенных органов. Деятельность таможенных складов находится под таможенным контролем (статьи 99, 100 Таможенного кодекса Европейского союза).
Статьи 100 и 525 Таможенного кодекса Европейского союза к таможенным складам, управляемым таможенным органами, относят склады, учрежденные таможенными органами. Однако, в настоящее время такие склады на территории Европейского союза отсутствуют.
При этом такого правового института, как «склад находящийся под таможенным контролем и управляемый таможенными органами», но не относящегося к категории таможенных, законодательством ЕС не предусмотрено.
Указанное образует правовую неопределенность. Названная норма является не выполнимой.
Исходя из изложенного необходимо:
- дать определение понятию «склад, находящийся под таможенным контролем и управляемый таможенными органами»;
- рассмотреть возможность включения в данный пункт «таможенных складов», учрежденных коммерческими организациями, а не только таможенными органами;
- определить критерии и порядок отнесения складов, расположенных на территории иностранных государств, к таким складам.
Дмитрий Иванов
Партнер, Главный юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 18.02.2016
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как правильно составить контракт? Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?