Вправе ли перевозчик ЕАЭС совершать трехстороннюю перевозку между другими государствами Евразийского Экономического Союза без трехстороннего разрешения?

Начиная с 2018 года к нам поступают обращения от перевозчиков государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с вопросом о разъяснении возможности совершения ими на безразрешительной основе перевозок между другими государствами-членами, если они не являются резидентами этих государств-членов, а проще говоря с вопросом: «Вправе ли перевозчик одного государства ЕАЭС совершать трехстороннюю перевозку между другими государствами ЕАЭС без трехстороннего разрешения?»

В действительности такая возможность существует с 01.01.2015 года. В соответствии с положениями, указанными в пункте 4 Протокола о скоординированной (согласованной) транспортной политике (приложение № 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, могут осуществляться на безразрешительной основе:

  • Между государством-членом, на территории которого перевозчики зарегистрированы, и другим государством-членом;
  • Транзитом через территории других государств-членов;
  • Между другими государствами-членами.

Из данного нормативного акта следует, что указанный вид международной автомобильной перевозки разрешается совершать без разрешения (трехстороннего разрешения).

Но при этом в нормах национального законодательства государств-членов ЕАЭС о международных автомобильных перевозках содержатся нормы, обязывающие международных автомобильных перевозчиков-нерезидентов иметь на борту транспортного средства разрешения (специальные трехсторонние разрешения) на перевозку грузов с/на территорию третьих государств, даже если такими государствами являются государства-члены.

Таким образом, на сегодняшний день имеются противоречия между нормами международного права, принятого в рамках ЕАЭС, и нормами национального законодательства государств-членов.

Исходя из положений национального законодательства государств-членов ЕАЭС, договор о ЕАЭС как международный акт имеет бо́льшую юридическую силу над национальными нормативно-правовыми актами государств ЕАЭС, поэтому при осуществлении указанного вида перевозки на борту транспортного средства не требуется иметь трехстороннее разрешение.

В целях получения разъяснений по изучаемому вопросу нами в адрес Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) был направлен соответствующий запрос о применении указанных положений международного законодательства.

Из ответа ЕЭК следует, что с 01.01.2015 в соответствии с положениями пункта 4 Приложения №24 к Договору о ЕАЭС указанные в нем виды перевозок должны осуществляться на безразрешительной основе.

О том, что не все национальные нормативно-правовые акты государств-членов ЕАЭС приведены в соответствие с положениями Договора о ЕАЭС сотрудникам ЕЭК известно, и данная проблема будет рассмотрена на очередном заседании соответствующего профильного комитета.

Получение такого ответа свидетельствует о том, что указанный в настоящей статье вид перевозки возможно совершать без трехстороннего разрешения, то есть на безразрешительной основе.

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и В Контакте, а также в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Удачи на дорогах!

Владимир Мальгин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Органы исполнительной власти некоторых государств ЕАЭС по данному вопросу имеют иное мнение.

Опубликовано 29.05.2018

Как вернуть деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 - 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»