Риски международных перевозчиков при доставке товаров в Крым.

С открытием Крымского моста, связавшего материковую часть России с Крымским полуостровом, международные автомобильные перевозчики получили возможность беспрепятственно осуществлять перевозки грузов на данную территорию.

Однако ряд иностранных перевозчиков уже стали жертвами своей некомпетентности, в связи с этим масштабным событием и столкнулись с реальной проблемой – привлечением к административной ответственности по ст.11.26 КоАП РФ за совершение каботажных перевозок (штраф – от 150 до 200 тыс. рублей).

Разбираясь в этих повторяющихся случаях, мы установили историю произошедшего. Изначально международные перевозчики получали заявку на фрахт с пунктом назначения, расположенным на территории Краснодарского края или в ином близлежащем регионе Южного федерального округа. Однако, доехав до пункта назначения, иностранный перевозчик получал распоряжение о переадресации груза с новым местом выгрузки, расположенным на территории Крымского полуострова. А на Крымском мосту такой перевозчик «попадал в руки» транспортных инспекторов и получал штраф по ст.11.26 КоАП РФ.

Причина возникновения описанной ситуации обусловлена санкциями стран Европейского союза в отношении России, запретившими поставки некоторых категорий товаров в адрес получателей, расположенных на территории Крымского полуострова. В целях обхода установленных ограничений импортеры приобретают «санкционные» товары на фирму, зарегистрированную на материковой территории России, но по факту прибытия товаров в пункт назначения просят иностранного перевозчика доставить товар в адрес фактического получателя, в Крым.

С точки зрения Закона, иностранный перевозчик вправе сделать такой рейс, получив совершенное в порядке ст.12 Конвенции о договоре международной перевозки груза распоряжение о переадресации товара от грузоотправителя. Однако маловероятно, что иностранный грузоотправитель пойдет на это, поскольку тем самым он нарушит законодательство Европейского Союза.

В приведенных случаях переадресацию совершал российский получатель товара. Такая переадресация товара с точки зрения законодательства РФ о государственном контроле за международными автомобильными перевозками и сложившейся правоприменительной практики будет являться каботажной перевозкой, в том числе потому, что de jure будет осуществляться в рамках сделки между двумя российскими компаниями.

Подводя резюме изложенному, следует отметить, что для иностранных перевозчиков нет прямого запрета на перевозку грузов в адрес крымских получателей.

Проблемы могут возникнуть в случае перевозки товаров, подпадающих под список «санкционных» по законодательству ЕС.

Именно в таких случаях компании, организующие поставки вышеназванного товара, начинают придумывать схемы «оптимизации», в которых первым пострадавшим становится иностранный международный перевозчик!

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и В Контакте, в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Удачи на дорогах!

Дмитрий Иванов
Партнер, Главный юрист