О ПРОБЛЕМЕ С ВВОЗОМ В РОССИЮ ЛИЗИНГОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. РАЗВИТИЕ СИТУАЦИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.

В данной публикации мы продолжаем разбор вопроса о временном ввозе в Россию транспортных средств для личного пользования, находящихся в лизинге у банков и лизинговых компаний.

Напомню, что со вступлением в силу в России нового Федерального закона о таможенном регулировании многие иностранные владельцы легковых транспортных средств, которые приобретены ими по договору лизинга, фактически оказались лишены возможности въехать в Россию.

Вопреки распространенному мнению, обсуждаемая норма (ч. 5 ст. 193 ФЗ о таможенном регулировании) не запрещает ввоз иностранных транспортных средств, находящихся в лизинге, а говорит лишь о необходимости внесения обеспечения уплаты таможенных платежей.

Стоить заметить, что несмотря на спорный и резонансный характер нового закона, Россия формально не нарушает букву таможенного законодательства ЕАЭС. Таможенный кодекс ЕАЭС, помимо общесоюзных норм, наделяет государства – члены правом устанавливать иные случаи, когда необходимо предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Тем не менее, на сегодняшний день ситуация на границе продолжает оставаться проблемной, что вызывает обоснованные претензии со стороны государств, чьи граждане вынужденно столкнулись с неадекватными и необъяснимыми трудностями.

Так, стало известно, что Таможня Финляндии уже 10 сентября 2018 года направила в Федеральную таможенную службу России официальное письмо с просьбой «предпринять необходимые шаги для решения проблемы, при которой движение транспортных средств между нашими странами может быть восстановлено до уровня, предшествующего вступлению в силу нового закона».

Не исключены в ближайшее время аналогичные обращения и из других стран.

Исходя из здравого смысла, от российской стороны ожидаются конкретные шаги, которые могут заключаться в изменении нормы ч. 5 ст. 193 ФЗ о таможенном регулировании либо в разъяснениях о ее «правильном» применении, которые позволят устранить препятствия к нормальному автомобильному сообщению между странами.

Пока же, у иностранных лиц, которые хотят въехать в Россию на транспортном средстве для личного пользования, находящемся в лизинге, вариантов объективно мало.

Для того чтобы ввезти в Россию такой автомобиль, лицу необходимо представить обеспечение уплаты таможенных платежей.

С точки зрения таможенного законодательства ЕАЭС, существует несколько способов предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей:

  • денежный залог;
  • поручительство;
  • банковская гарантия;
  • залог имущества.

Но, к сожалению, к временному ввозу транспортных средств для личного пользования на сегодняшний день реально применим только один из них – денежный залог.

Для остальных способов обеспечения не существует доступных и удобных механизмов реализации.

Размер обеспечения в случае денежного залога определяется исходя из сумм таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Соответствующие ставки таможенных платежей установлены в настоящий момент Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

Размер таможенных платежей зависит либо от рыночной стоимости автомобиля, либо от рабочего объема двигателя (для более старых машин).

Фактически, во многих случаях размер обеспечения может превышать реальную рыночную стоимость автомобиля.

Внести обеспечение можно двумя способами:

  • заблаговременно самостоятельно рассчитать сумму обеспечения и перечислить на счет Федерального казначейства,
  • внести наличными денежными средствами в кассу таможенного органа при непосредственном пересечении таможенной границы.

В обоих случаях внесение денежного залога подтверждается выдаваемой таможенным органом распиской.

Важно понимать, что внесенное обеспечение возвращается декларанту при последующем вывозе транспортного средства с таможенной территории, если в период временного ввоза не было допущено нарушений таможенного законодательства.

Мы со своей стороны продолжим следить за ситуацией, затрагивающей временный ввоз иностранными лицами лизинговых автомобилей, находящихся в собственности банков.

Удачи на дорогах!

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Алексей Зимин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»