Может ли международный перевозчик быть привлечен к ответственности за нарушение весовых параметров транспортного средства при въезде в Россию?

Тренд сентября 2018 года в сфере государственного контроля за международными автомобильными перевозками в России — ужесточение весогабаритного контроля в пунктах пропуска через государственную границу.

Многие перевозчики уже понесли наказание за допущенные нарушения правил о допустимой массе транспортного средства или допустимой нагрузке на ось при выезде из России.

В рамках обозначенной тенденции возник интересный правоприменительный вопрос: «Допустимо ли привлечение международного перевозчика к ответственности за нарушение правил движения тяжеловесного транспорта в случае, когда нарушение правил выявлено на внешней границе при въезде транспортного средства на территорию РФ?»

Как это часто бывает в российском праве, прямого ответа на поставленный вопрос нормативные акты не содержат, поэтому ответ приходится искать путем анализа и сопоставления правовых норм.

Статья 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливает ответственность за нарушение правил движения тяжеловесного транспорта по территории РФ (штраф 100 000 – 500 000 рублей). Соответственно ответ на поставленный вопрос зависит о того, с какого момента транспортное средство считается находящимся в движении по территории России: с момента пересечения линии государственной границы или с момента выезда за пределы пункта пропуска через государственную границу РФ.

В контексте данного вопроса важно принять во внимание тот факт, что согласно Правилам дорожного движения территория пункта пропуска через государственную границу РФ является прилегающей (к дороге) территорией, но не является дорогой. При этом допустимые нагрузки на ось транспортного средства установлены в зависимости от конструктивных особенностей именно дорог.

Как правило, въезд в пункт пропуска начинается от линии государственной границы, при этом пункт пропуска находится в ведении соответствующего органа, обслуживающего данный пункт, и не имеет правого статуса дороги.

С учетом изложенного, до момента выезда с территории таможенного поста, международный перевозчик не начинает движение по автомобильной дороге и не нарушает правила перевозки тяжеловесных грузов, а следовательно не может привлекаться к административной ответственности по данному факту.

Исключением может быть ситуация, когда с момента пересечения линии государственной границы РФ и до въезда на пункт пропуска международный перевозчик двигается по участку местности, который имеет статус дороги. Однако, примеры таких мест въезда на территорию России нам не известны.

Следует обратить внимание на то, что, въезжая на территорию России вне пункта пропуска (например, с территории Беларуси или Казахстана на территорию РФ), международный перевозчик с момента пересечения линии государственной границы начинает движение по дорогам России. Соответственно, имеет реальный риск быть привлеченным к ответственности за нарушение правил движения тяжеловесного транспорта.

На момент подготовки данной публикации какие-либо комментарии, отражающие официальную позицию государственных органов по данной ситуации, отсутствуют.  

Фактами о привлечении перевозчиков к административной ответственности при въезде в Россию по данному виду правонарушений наша компания не располагает.

На практике представители государственных органов на границе сознательно дезинформируют водителей и представителей транспортных компаний относительно правомерности применения данной статьи КоАП РФ к перевозчикам, используя «этот рычаг» в своих корыстных интересах.

В итоге, разговоры на местах о применении конкретных санкций носят сугубо разъяснительный характер без оформления установленных Законом документов (протоколов и постановлений о привлечении к ответственности).

Однако время простоя на границе имеет значение для бизнеса перевозчика и выполнения его обязательств перед своим клиентом по своевременной доставке груза. Но это уже другая история.

Будьте бдительны!

Удачи на дорогах!

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Иванов Дмитрий
Главный юрист, Партнер
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

P.S.: Допустимые весовые и габаритные параметры движения транспортных средств утверждены Приложениями № 1 и № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

Опубликовано 16.10.2018