Как ввозить лизинговые транспортные средства в Россию с 21 декабря 2018 года. Новые правила.

Прошло чуть более трех месяцев с тех пор, как новые таможенные правила России, закрепленные в новом Федеральном законе о таможенном регулировании, шокировали тысячи граждан иностранных государств, желающих заехать на территорию РФ на лизинговом автомобиле и не сумевших этого сделать без крупного денежного залога. В тот период мы опубликовали на нашем сайте первую и вторую статьи по данной проблеме.

Помимо прочего, в одной из статей мы высказали предположение, что сформулировав норму об обязательном обеспечении временного ввоза второго и последующих транспортных средств для личного пользования, принадлежащих на праве собственности одному лицу, законодатель «погорячился» и попросту не учел вариант с лизинговыми машинами и массовый характер лизинга в Европе. Также мы предположили, что ситуация должна измениться в ближайшее время в сторону послабления.

На днях наши предположения нашли свое окончательное подтверждение.

Начнем с того, что чуть ранее, еще в сентябре, из указанной нормы было сделано исключение для граждан Финляндии после того, как финской стороной был предоставлен список заслуживающих доверия лизингодателей. Но по другим странам такого же соглашения достигнуть не удалось, и глобально проблему принятая мера не решила.

Выход из ситуации был найден в статье 55 того же Федерального закона о таможенном регулировании. Она предусматривает, что Президент РФ и Правительство РФ наделены правом устанавливать исключительные случаи, когда обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется.

12 декабря 2018 года Правительство РФ издало Постановление № 1515, содержащее перечень условий, при наличии которых иностранное физическое лицо, осуществляющее временный ввоз транспортного средства для личного пользования, принадлежащего банку или иному юридическому лицу – лизингодателю, освобождается от обеспечения таможенных платежей.

К таким условиям отнесены:

1) Отсутствие у данного физического лица задолженности по уплате таможенных платежей;

2) Отсутствие у данного физического лица задолженности по уплате административных штрафов за невывоз временно ввезенных транспортных средств;

3) Отсутствие в собственности лизингодателя транспортных средств для личного пользования, временно ввезенных на территорию ЕАЭС и не вывезенных в установленный срок.

Указанное постановление вступило в силу 21 декабря 2018 года.

Анализируя его содержание, выделим следующие основные моменты.

1. Ключевое изменение: теперь само по себе нахождение на территории ЕАЭС временно ввезенного автомобиля для личного пользования, принадлежащего тому же лизингодателю, не является основанием для требования об обеспечении уплаты таможенных платежей.

Теперь для этого также необходимо, чтобы данное транспортное средство находилось на территории ЕАЭС с нарушением установленного срока временного ввоза.

2. В случае невывоза с территории ЕАЭС временно ввезенного лизингового автомобиля в установленный срок, любое последующее транспортное средство для личного пользования, принадлежащее тому же лизингодателю, сможет быть ввезено только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей.

Данное ограничение будет снято с момента вывоза данного транспортного средства с территории ЕАЭС. По смыслу таможенного законодательства, ограничение также должно быть снято с момента уплаты за невывезенное транспортное средство таможенных платежей в полном размере, как если бы оно было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

3. Новые правила многократно повышают возможность въехать в Россию на лизинговом автомобиле без внесения денежного залога, поскольку вероятность нахождения на территории ЕАЭС автомобиля в собственности того же лизингодателя с просроченным сроком ввоза намного меньше.

4. В то же время новые правила подчеркивают ответственность банков и лизинговых компаний за принадлежащие им транспортные средства для личного пользования, ввезенные в ЕАЭС физическими лицами.

С маркетинговой точки зрения, в условиях конкуренции, банку невыгодно, когда из-за недобросовестных действий одного лизингополучателя или его работника пострадают остальные клиенты данного банка.

В связи с этим, перед игроками лизингового сегмента встает задача наладить контроль за временным ввозом и своевременным вывозом из ЕАЭС принадлежащих им транспортных средств, в том числе выявлять недобросовестных клиентов, а в случае непредвиденных обстоятельств с транспортными средствами (ДТП, техническая неисправность и т.п.) оказывать содействие клиентам в продлении срока временного ввоза и соблюдении таможенных правил.

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Удачи на дорогах!

Алексей Зимин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 25.12.2018