Как в упрощённом порядке ввозится многооборотная тара!? Правовые основы и инструкция для перевозчиков.

На сегодняшний день большинство международных перевозок грузов осуществляется с использованием различных видов тары, которая служит целям безопасности перевозки и сохранности грузов. Это могут быть поддоны (паллеты), контейнеры, тележки, бочки и иные виды транспортного оборудования.

Однако на практике не существует единого и общепринятого способа таможенного оформления такой тары. Кто-то оформляет ее как упаковку груза и включает в общий вес брутто перевозимых товаров, кто-то подает на тару отдельную таможенную декларацию, кто-то использует АТА-карнет для оформления временного ввоза, а кто-то никак не оформляет тару и рискует быть привлеченным к административной ответственности за ее недекларирование.

Во многом такое разнообразие способов связано с различным правовым статусом тары, который, в свою очередь, зависит от того:

  • включается ли она в предмет внешнеэкономической сделки,
  • планируется ли она к обратному вывозу из страны назначения,
  • какой вид транспортного оборудования она из себя представляет.

Не все знают, что для случаев, когда тара используется исключительно для целей перевозки и предполагается к обратному вывозу («многооборотная тара»), Конвенцией о временном ввозе, заключенной в Стамбуле 26.06.1990 (далее – Конвенция), установлен упрощенный порядок декларирования, который обладает целым рядом преимуществ:

  • не требует подачи таможенной декларации на многооборотную тару;
  • не требует уплаты таможенных платежей или предоставления обеспечения (гарантии) на ввоз многооборотной тары;
  • не предполагает помещения многооборотной тары под процедуру таможенного транзита и не требует обратного вывоза через ту же страну ЕАЭС, через которую был произведен ее ввоз (как в случае с АТА-карнетом).

Правовой основой для данного упрощенного порядка служит Приложение B.3 к данной Конвенции («О КОНТЕЙНЕРАХ, ПОДДОНАХ, УПАКОВКАХ, ОБРАЗЦАХ И ДРУГИХ ТОВАРАХ, ВВЕЗЕННЫХ В СВЯЗИ С КОММЕРЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИЕЙ»), а именно статья 5 данного Приложения.

В пункте 1 статьи 5 указано, что режим временного ввоза контейнеров, поддонов и упаковок предоставляется без предъявления таможенного документа и установления гарантии.

Также указано, что вместо таможенного документа и гарантии на поддоны и упаковки от пользователя права временного ввоза может быть потребовано предъявить таможенным органам письменное обязательство об их вывозе. Лицам, регулярно пользующимся режимом временного ввоза, разрешается предоставлять одно общее обязательство.

Возможность применения упрощенного порядка декларирования многооборотной тары, предусмотренного Конвенцией, на территории Российской Федерации подтверждена Федеральной таможенной службой РФ в Письме от 05.10.2011 N 01-11/48016 «О таможенном декларировании многооборотной тары». Согласно данному Письму при совершении таможенных операций в отношении контейнеров, поддонов и упаковок (многооборотной тары) по выбору декларанта могут быть использованы как нормы Конвенции, так и нормы таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле.

Таким образом, при намерении осуществить ввоз тары на территорию ЕАЭС с использованием упрощенного порядка декларирования, предусмотренного Конвенцией, мы рекомендуем следующий алгоритм действий:

1. Уточнить у заказчика перевозки либо по товаросопроводительным документам, что тара является многооборотной – не является предметом внешнеэкономической сделки и предполагается к обратному вывозу с территории ЕАЭС.

2. Уточнить маршрут перевозки, чтобы ввоз и обратный вывоз тары осуществлялись через границу РФ или Беларуси, поскольку иные члены ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан и Армения) не являются участниками Конвенции.

3. Определить вид многооборотной тары – упаковка, контейнер или поддон (при необходимости обратиться для этого к определениям, содержащимся в статье 1 Приложения В.3 Конвенции), так как к письменному обязательству, предоставляемому при временном ввозе контейнеров, предъявляются дополнительные требования.

4. Убедиться, что имеется возможность идентификации многооборотной тары (кроме поддонов, идентификация которых не является обязательной) с помощью маркировки или иных способов, указанных в статье 341 ТК ЕАЭС. Для контейнеров маркировка является обязательной.

5. При ввозе предоставить письменное обязательство об обратном вывозе в свободной форме (установленной формы нет), в котором обязательно отразить следующее:

  • товары перевозятся с использованием многооборотной тары (привести описание упаковки, поддонов или контейнеров);
  • количество тары;
  • общий вес тары (может оказаться важно при проведении весового контроля);
  • просьба произвести упрощенное таможенное оформление тары в соответствии со статьей 5 Приложения B.3 Конвенции о временном ввозе;
  • обязательство произвести обратный вывоз оборудования в течение определенного срока (указать срок, который не должен превышать максимальный срок временного ввоза в соответствии с таможенным законодательством).

5.1. При ввозе контейнеров необходимо в обязательстве дополнительно указать следующее:

  • обязательство предоставлять таможенным органам по их требованию подробную информацию о движении каждого контейнера, ввезенного в соответствии с процедурой временного ввоза, включая дату и место его ввоза на территорию ЕАЭС и вывоза из нее, или перечень контейнеров, к которому приложено обязательство об их вывозе;
  • обязательство уплачивать ввозные пошлины и сборы, которые могут налагаться в тех случаях, когда не выполнены условия временного ввоза.

6. Произвести обратный вывоз многооборотной тары с территории ЕАЭС в пределах срока, указанного в письменном обязательстве.

Для того, чтобы зафиксировать факт обратного вывоза тары, оформить перевозочные документы (CMR) с указанием перевозимой тары, ее количества и веса, которые соответствуют информации, указанной в обязательстве.

Также важно знать:

  • временно ввезенную упаковку запрещено использовать для внутренних перевозок;
  • обратный вывоз тары должен осуществляться тем же лицом, которое оформило ее временный ввоз;
  • требование об обратном вывозе тары тем же транспортным средством нигде не установлено, следовательно тару, ввезенную несколькими транспортными средствами, разрешено вывозить в одной машине;
  • перечень видов многооборотной тары, которые могут декларироваться в упрощенном порядке, не является исчерпывающим;
  • при использовании в международной перевозке деревянной тары, в частности, поддонов, необходимо также учитывать фитосанитарные правила ЕАЭС. Об особенностях фитосанитарного контроля поддонов и правилах их декларирования вы можете также узнать в публикациях, размещенных ранее на нашем сайте.

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Удачи на дорогах!

Алексей Зимин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 15.01.2019

Как вернуть деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 - 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»