Как перевозчику избежать ответственности при повреждении груза?!

Среди международных перевозчиков весьма актуален вопрос о том, кто и в каких случаях несет ответственность за повреждение груза в процессе перевозки.

Рассмотрим на примере конкретную ситуацию.

После завершения погрузки товара в грузовой отсек автомобиля, перевозчик принял груз и довез его до места назначения. При приеме товара грузополучатель обнаружил повреждение груза и потребовал у перевозчика, как у виновного лица, компенсировать стоимость поврежденного товара.

Обеспечение сохранности груза является одной из важнейших задач перевозчика при осуществлении перевозки.

Согласно ч.1 ст.17 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам (далее КДПГ), перевозчик несет ответственность за повреждение груза, произошедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей получателю.

Однако, законом (ч.4 ст.17 КДПГ) предусмотрены случаи, когда перевозчик освобождается от ответственности за сохранность груза.

Одним из таких случаев является повреждение груза из-за отсутствия или повреждения упаковки либо из-за неудовлетворительной упаковки.

Перевозчик со своей стороны обязан доказать, что повреждение груза в процессе перевозки произошло именно из-за ненадлежащей упаковки. Такими доказательствами могут быть: фото/видео при погрузке/разгрузке товара, отметки перевозчика в CMR-накладной, заключения экспертов и т.п.

В рассматриваемой ситуации достаточно часто грузополучатель/заказчик перевозки ссылается на то, что если перевозчик при принятии груза не сделал никаких отметок в CMR-накладной касательно упаковки груза, то он несет полную ответственность за груз, даже если упаковка по своей природе не могла сохранить груз.

Однако, Закон не обязывает перевозчика проверять качество упаковки. При принятии груза он должен проверить всего лишь внешнее состояние упаковки (вмятины, разрыв, изгибы и т.п.).

Вот несколько практических советов, которые помогут избежать ответственности перевозчику:

  1. При приеме груза к перевозке внимательно осмотрите груз и его упаковку;
  2. Все выявленные повреждения как груза, так и упаковки зафиксируйте в СМR-накладной;
  3. Оформите CMR-страховку на груз (страхование ответственности перевозчика за повреждение груза при перевозке);
  4. Обязательно присутствуйте при выгрузке груза.

В случае выявления повреждений груза при выгрузке, сделайте следующее:

  1. Лично зафиксируйте повреждение на фото или видео носитель;
  2. Проследите за достоверностью отметки грузополучателя в СМR-накладной;
  3. Организуйте сюрвейерскую проверку поврежденного груза.

Также необходимо помнить о сроках, в течение которых грузополучатель вправе указать перевозчику о повреждении груза (ч.1 ст.30 КДПГ):

в момент разгрузки в присутствии перевозчика, если имеются заметные потери или повреждения груза;
в течение 7 (семи) рабочих дней со дня поставки груза, если имеются незаметные внешне потери или повреждения груза.

Если в указанные сроки получатель груза не сделал соответствующие оговорки, то груз считается принятым в состоянии, описанном в накладной.

Удачи на дорогах!

Мария Маркелова
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»