Что должен знать международный перевозчик о процедуре инструментального контроля автомобиля

МальгинРанее, мы начали цикл публикаций, посвященных формам и срокам транспортного контроля в России. В продолжение начатой темы, более детально поговорим об одной из форм транспортного контроля — инструментальном контроле.

Для начала немного теоретической информации.

Предметом инструментального контроля являются весогабаритные параметры транспортных средств:

допустимые массы транспортных средств;

допустимые осевые нагрузки транспортных средств;

предельно допустимые габариты транспортных средств.

Кроме того, в рамках инструментального контроля может осуществляться контроль соответствия транспортного средства международным нормам безопасности, что подразумевает собой проверку: состояния рулевого управления (люфт); глубины протектора шин; токсичности (дымности) отработавших газов двигателя (бензиновые, дизельные).

Инструментальный контроль осуществляется, как на стационарных, так и на передвижных контрольных пунктах, которые должны быть обозначены соответствующими знаками (7.14 «Пункт контроля международных автомобильных перевозок»).

Установлено, что при отсутствии нарушений общее максимальное время проведения инструментального контроля одного автотранспортного средства на контрольных пунктах составляет 12 минут. В случае выявления нарушений максимальное время проведения такого контроля составляет 20 минут.

Далее, расскажем об особенностях процедуры инструментального контроля, которые будут полезны перевозчикам.

  1. Номенклатура оборудования для осуществления инструментального контроля утверждена приказом Минтранса России от 08.09.2008 № 142. Все измерительное оборудование должно соответствовать установленным метрологическим и техническим требованиям, а также быть поверенным.

Оборудование должно эксплуатироваться в соответствии с требованиями и рекомендациями производителя. Например, весы по своим техническим характеристикам допускающие взвешивание транспортное средство с четырьмя осями, не могут взвешивать пятиосное транспортное средство; жидкий груз можно взвешивать только на статических весах с полным погружением транспортное средство на весы и т.п.

  1. Все участки дорог (площадки), на которых производятся измерения, должны соответствовать ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» и иметь асфальтобетонное покрытие и основания, соответствующими СНиП 3.06.03-85. Весы могут использоваться только на ровном горизонтальном участке дороги. Не допускается применение весов на заснеженной или покрытой льдом поверхности. В зимнее время дорожное полотно в месте взвешивания необходимо очистить от снега и льда и осушить любым известным способом. Запрещается использование весов на асфальтовом покрытии дороги, размягченном в жаркое время года. Отклонение от плоскостности по площадке, выбранной для работы весов не должно превышать 1-2 мм на длине 1 м. Если твердость дорожного покрытия не отвечает требованиям (грунтовое, щебеночное покрытие) допускается подкладывать под весы лист металлический (СТ-3) размерами 1000×1000 мм и толщиной 10-20 мм.

  2. Не допускается применение весов при неполном касании всех опорных ножек, покачивание и перекос весов на поверхности автодороги. Не допускается наличие в зоне установки весов камней и других предметов касающихся нижней плоскости весов. Наезд транспортного средства на весы должен производиться равномерно на середину весовой платформы.

  3. По результатам измерений допускается превышение максимально допустимых весовых параметров транспортных средств, но не более чем на 2%. Погрешность в отношении других параметров транспортного средства (например, габаритных) не установлена.

  4. По результатам инструментального контроля составляется акт, который подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание и (или) измерение габаритов транспортного средства). Акт составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства. Кроме того, данные о весовых и габаритных параметрах транспортного средства, а также результаты контроля вносятся в листы учета и листы контроля базы данных программного комплекса ПК «СКАТ-ТК». Как правило, акт инструментального контроля составляется только в случае выявления нарушения.

  5.  Если по результатам инструментального контроля выявляется административное нарушение, в отношении транспортного средства может быть применено задержание. Задержание применяется до устранения его причины, т.е. в рассматриваемом случае – до проведения весогабаритных параметров в соответствие с требованиями закона.  

В одной из следующих публикаций мы расскажем о том, как следует действовать при выявлении превышения весогабаритных параметров, особенно в случае несогласия с выявленным нарушением.

Удачи на дорогах России!

Владимир Мальгин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»