Что делать, получив претензию по перевозке груза?

Приближающийся праздничный период обычно предвещает перевозчикам возрастающий объём заказов. Однако даже этот период, обещающий значительную прибыль, может затмить повседневность перевозчиков, когда вместо обещанного фрахта перевозчик получает претензию по некачественно предоставленным услугам перевозки. Полученная претензия может быть обоснованной или же необоснованной. Причиной предъявления необоснованной претензии обычно является то, что субъекты, имеющие право её предъявить, принимают решение воспользоваться возможностью c помощью этой меры уменьшить свои затраты.

У перевозчика, получившего претензию, возникает обыкновенный вопрос: как оценить, обоснованна ли претензия? Какие меры предпринять при несогласии с претензией? Ответить на полученную претензию? А может её игнорировать?

Принимая во внимание то, что ЦМР конвенция напрямую не регламентирует порядок и формы претензий и ответов на них, в этой статье предоставляем несколько советов, которые могут помочь перевозчикам выбрать подходящий способ реагирования на полученную претензию.

Получив претензию, предлагаем выполнять нижеуказанные действия.

  • Оценить, была ли претензия предъявлена лицом, имеющим право требования.

В судебной практике Литвы всё чаще акцентируется, что надлежащую претензию перевозчику может предъявить только лицо, имеющее право требования. Это может быть: 1) отправитель груза; 2) получатель; 3) лицо, не являющееся ни отправителем, ни получателем, но возместившее ущерб; 4) лицо, которое не заключило контракт с перевозчиком, но ущерб был причинён его собственности.

В данном случае важно не ошибиться, так как даже отправитель и получатель, указанные в накладной ЦМР могут быть признаны не имеющими права предъявить требование перевозчику в тех случаях, когда право собственности на груз принадлежит другому лицу. Это направлено на предотвращение двойной ответственности. Поэтому, предъявляя претензию перевозчику, отправитель и (или) получатель груза обязаны доказать, что они возместили ущерб хозяину груза, или в порядке, установленном законом, им перешло право требования на возмещение ущерба. Если таковые доказательства не предъявлены, перевозчик вправе отклонить их требования.

  • Оценить, являются ли требования, указанные в претензии, обоснованными, и сформулированы ли они надлежащим образом.

Перевозчик также вправе отклонить полученную претензию, если из её содержания невозможно выяснить, что на самом деле требует предъявившее её лицо и чем обосновывает своё требование. Только получив претензию, сформулированную надлежащим образом, перевозчик может удостовериться в её обоснованности и принять решение о её удовлетворении. Хотя форма претензии строго не регламентирована, её изложение должно быть предельно ясным, последовательным, а требования – подтверждены конкретными доказательствами.

Однако обращаем внимание, что требование сформулировать претензию надлежащим образом и обосновать её не должно пониматься как требование указать конкретную сумму понесённого ущерба, если на день предъявления претензии настоящая сумма ещё не известна (например, если причинённый ущерб ещё должен быть оценен экспертами). В таких случаях в претензии может быть указано, что в настоящее время указать сумму понесённых убытков невозможно, или что конкретная сумма понесённого ущерба будет указана позже.

  • Проверить, предъявлена ли претензия в пределах сроков, установленных в CMR-конвенции.

Сроки, в которые должна быть предъявлена претензия перевозчику, предусмотрены в статье 30 CMR-конвенции. Согласно этой статье можно выделить такие сроки:

0 д. – для предъявления претензии по потере груза или его очевидным недостаткам. Претензии перевозчику по потере (части или всего) груза или его очевидной порче должны быть выдвинуты не позднее чем во время приёма груза, делая соответствующие записи/замечания в накладной.

7 д. (не считая воскресений и праздничных дней) – для претензии по неочевидным недостаткам груза.

21 д. – для претензии по опозданию поставки грузa.

При оценке соблюдения срока имеет значение день отправления письменной претензии. Дата, когда адресат получил письмо, не имеет большого значения. Письменную претензию можно предъявить и с помощью электронных средств (например, по электронной почте, указанной в контракте на перевозку).

Пропуск каждого из вышеуказанных сроков влечет разные последствия. Например, при пропуске срока для предъявления претензии по неочевидным недостаткам груза, считается, что груз получен в том виде, как он указан в накладной. В таком случае лицо, пропустившее срок, имеет право требования с перевозчика возмещения ущерба только, если докажет, что груз был повреждён во время его перевозки, и что не было возможным установить данные повреждения во время доставки груза. А пропустив срок для предъявления претензии по опозданию поставки груза, лицо, пропустившее срок, вообще лишается права требовать с перевозчика возместить связанный с этим ущерб.

Перевозчик, выполнив вышеуказанные действия и установив, что претензия полностью или частично необоснованная, должен письменно отклонить претензию или её часть, с которой он не согласен, указав причины несогласия. Такой вывод делается, оценив положение п. 2 ст. 32 CMR-конвенции, по которому предъявление претензии перевозчику в письменной форме приостанавливает течение срока исковой давности до того дня, когда перевозчик в письменной форме отклонил претензию и вернул приложенные к ней документы. Поэтому, основываясь на данном положении, перевозчик, имеющий целью правильно отклонить полученную претензию (отказаться от её удовлетворения), обязан выполнить нижеуказанные действия.

  • Предъявленную претензию отклонить письменно. Требование отклонить претензию письменно, в соответствии с судебной практикой Литвы, чаще всего связано с правильным выполнением принципа распределения бремени доказывания, так как обязательство доказать факт предъявления ответа на претензию возлагается на сторону, которая основывает на нём свою позицию. Однако, прежде чем предъявлять любой ответ на претензию, стоит учесть то, что не любой документ требуемого содержания, предъявленный перевозчику, будет считаться претензией, приостанавливающей течение срока исковой давности.
  • Вернуть прилагаемые к ней документы. Хотя вместе с претензией перевозчику предъявляются разные документы (накладные, экспортные декларации, акты сверки долга и другие), основное внимание должно уделяться именно возвращению счёт-фактуры НДС (инвойса). Это необходимо, так как основываясь на судебных аргументах и обыкновенной практике предприятий, выставленные и отправленные получателю счeта считаются вручeнными надлежащим образом и должны быть оплачены. Поэтому если перевозчик не согласен с выставленным ему счeтом, он обязан счeт вернуть, в письменном виде изложить свой отказ от его принятия и высказаться по поводу необоснованности требований контрагента.

Стоит напомнить, что все вышеуказанные правила применяются только в тех отношениях, которые регламентирует CMR-конвенция. Другие вопросы решаются на основании национальных законов или специальных международных актов.

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и В Контакте, а также в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Удачи на дорогах!

Елена Цвирко
Адвокат
Юридическая фирма Judickiene ir partneriai JUREX
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе

Опубликовано 20.11.2018