Запрет на проведение ночлега в кабине

Наиболее важные вопросы и ответы

В каких странах в настоящее время действует запрет на проведение выходных дней в кабине?

В настоящее время запрет на проведение в кабине отдыха действует на территории Франции, Бельгии и Нидерландов, с 25 мая также в Германии. Аналогический запрет в ближайшее время планирует ввести также Италия.

О каких именно перерывах идёт речь?

Период отдыха водителя был нормирован в Регламенте Европейского Парламента и Совета  ЕС № 561/2006  от 15 марта 2006 г. Данный регламент определяет еженедельный период отдыха как еженедельный период, в течение которого водитель может свободно распоряжаться временем и включает регулярный или сокращённый период отдыха.

Регулярный еженедельный период отдыха означает отдых, длящийся не менее 45 часов, а сокращённый означает отдых, длящийся менее 45 часов, который можно сократить до не менее, чем 24 часов, следующих один за другим.

Необходимо отметить, что в соответствии упомянутым регламентом, ст. 8 п. 8, если водитель сделает такой выбор, ежедневные периоды отдыха и сокращённые еженедельные периоды отдыха вне базы можно использовать в транспортном средстве, если он имеет соответствующее место для сна для каждого водителя и транспортное средство находится на стоянке.

А если сам владелец фирмы будет делать перерыв меньше, чем на 45 часов, он тоже  понесёт наказание?

Как владелец, самостоятельно управляющий транспортным средством, так и каждый водитель (независимо от формы трудоустройства) подчиняются нормам Регламента ЕМ № 561/2006.

Если он сделает остановку на перерыв уже в пятницу, а в субботу сделает начало работы, скажем, в 15 часов продолжительностью 1 минута, езды не будет, учтён сокращённый еженедельный перерыв, как это будет интерпретироваться?

Для такой «минутки» подробные указания отдельных государств отсутствуют. Однако можно предположить , что описанная выше ситуация может быть признана нарушением законодательства.

Имеет ли отношение этот запрет к малотоннажным автомобилям с дпм<3,5t?

Предписания касаются всех водителей, оказывающих транспортные услуги, в том числе малотоннажных автомобилей с допустимой полной массой менее 3,5 тонны.

Какое наказание может быть назначено за нарушение запрета?

Бельгия

21 июня 2014 г. Бельгия ввела штраф за регулярный еженедельный отдых в кабине транспортного средства. Штраф составляет 1800 евро.

Ниже мы приводим ответы на вопросы, которые дало Министерство транспорта Бельгии.

Как конкретно будет интерпретироваться фраза «обязательный регулярный отдых, проводимый в кабине транспортного средства в момент проверки»? Будет ли зафиксировано нарушение, если водитель  проведёт все 45 часов в транспортном средстве, или же контролирующий орган примет решение по своему усмотрению?

В соответствии с этим положением, когда водитель в момент контроля совершает нарушение, проводя отдых в транспортном средстве, и из записи тахографа следует, что предшествующий отдых был сокращённым регулярным отдыхом, а проводимый в данный момент должен быть регулярным еженедельным отдыхом, который запрещён.

Проверяют ли службы иные, нежели проверяемый в настоящий момент, периоды регулярного еженедельного отдыха, которые приходились на 28-дневный контрольный период,? Потребуется ли свидетельство о месте проведения регулярного еженедельного отпуска? Если да, то какие именно документы: счета из гостиниц, заявления друзей/семьи или иные? Как контролирующие службы оценят ситуацию, если водитель представит заявление от работодателя о проведении еженедельного отдыха?

Факт проведения регулярного еженедельного отдыха в кабине должен быть зафиксирован контролирующим органом на месте. Нарушение может быть зафиксировано лишь «на месте совершения». Контролирующие не имеют права требовать доказательств, что водитель не проводил регулярный отдых в кабине транспортного средства в более ранний период.

Контролирующие в такой ситуации не будут требовать никаких свидетельств от работодателя.

Безопасность водителя и груза также должны приниматься в расчёт – в неохраняемых зонах существует опасность нападения или кражи.

С соответствии с Регламентом (ЕС) № 561/2006, «еженедельный отдых означает еженедельный период, во время которого водитель может свободно распоряжаться своим временем, он включает регулярный еженедельный период отдыха или сокращённый еженедельный период отдыха».

Нидерланды

С мая 2014 года сводом прав ATBv, в котором  рассматриваются вопросы рабочего времени, предусматривается штраф за 45-часовой перерыв, проведённый в кабине грузовика. Этот штраф составляет 1500 евро, он налагается на собственника фирмы. Несмотря на то, что с тех пор как в Нидерландах было введено законодательство, запрещающее сон в кабине грузовика, и с тех пор уже прошло некоторое время, предусмотренные им наказания до сих пор не применялись . С возникновением обострений в Европейском Союзе всё может измениться, поскольку эта страна может рассматриваться как место базирования водителей.

Франция

11 июля 2014 года во Франции были введены драконовские штрафы за проведение регулярных еженедельных отдыхов в транспортном средстве, достигающие 30 000 евро, что не исключает также наказания в виде лишения свободы сроком до одного года для руководящих лиц в транспортной отрасли. Средний размер фактически налагаемых штрафов за вышеупомянутые нарушения составляет около 2300 евро.

Хотя положения закона № 2014-790  от 10 июля 2014 г. в области «борьбы с социальным демпингом» в области правил контроля за еженедельным отдыхом непонятны, французская полиция приняла на вооружение определённые методы проверки обстоятельств, связанных с еженедельным отдыхом. А именно: если из представленных данных вытекает, что водитель осуществил еженедельный отдых во Франции, контролёры требуют предъявить какие-либо документы, подтверждающие факт проведения отдыха вне транспортного средства. К таким документам относятся счета из  гостиниц, а также заявление работодателя с обозначением обстоятельств, связанных с проведением отдыха (с семьёй, на базе контрагента, у клиента и т.п.).

В случае обнаружения контролирующим нарушения правил проведения еженедельного отдыха, дальнейшая поездка может продолжаться лишь после оплаты назначенного денежного штрафа. В таком случае этот период должен быть описан как «дежурство» или даже «иная работа». Понятно, что предприниматели хотят наилучшим образом защитить своих водителей, грузы и транспортные средства.

Предприятия имеют право организовать транспортные операции способом, позволяющим сократить затраты, если они при этом не нарушают правовые нормы. Транспортные средства должны парковаться на охраняемых стоянках. Всё это призвано служить повышению сознательности логистических операторов и руководящих работников инфраструктуры по данному вопросу, чтобы они повышали безопасность зон, предназначенных для проведения отдыха. Кроме того, специальные вопросы, касающиеся охраны водителя и груза от нападения и кражи, содержатся в программе обучения для получения сертификата профессиональной компетентности. Необходимо также помнить, что в данном контексте задачей государственных органов является, прежде всего, обеспечение социальной защиты водителей и повышение безопасности дорожного движения для всех его участников. Из этого определения следует, что если в данный период водитель несёт ответственность за выполнение таких задач как безопасность транспортного средства или перевозимого груза, то такое время не может быть признано временем отдыха, поскольку в этом случае водитель не распоряжается своим временем свободно.»

Германия

31 марта Бундесрат принял проект обновления закона Fahrpersonalgesetz (закона о водителях), вводящим высокие денежные штрафы за нарушение положений Регламента 561/2006  путём использования регулярного еженедельного отдыха в транспортном средстве (номер правительственного издания 18/10882). Запрет в Германии вступил в силу 25 мая.

Согласно введённым правовым нормам, ответственность за правильность использования отдыха будет возлагаться как на перевозчиков, так и на трудоустроенных водителей. В случае выявления в результате контроля уполномоченным органом факта, что водитель использует регулярный период еженедельного отдыха в транспортном средстве, будут налагаться штрафы:»

  • на водителя – 60 евро за каждый час неправильно использованного отдыха (2700 евро за весь отдых),
  • на перевозчика – 180 евро за каждый час  неправильно использованного отдыха (8100 евро за весь отдых).

В соответствии с запланированными изменениями в немецких нормативных документах, работодатель будет нести ответственность за проведение водителем 45-часового перерыва по своему месту проживания, в месте нахождения фирмы или в заранее определённом месте, которое является постоянным и имеет доступ к санитарному обеспечению. Заранее определённое место должно быть документально определено предпринимателем. Закон вступит в силу по окончании нормоустановительного процесса, т. е. в течение 1-2 месяцев.

Резюме

Необходимо помнить, что в соответствии со ст. 19 Регламента (ЕС) № 561/2006 наказания должны быть эффективными, пропорциональными, удерживающими от совершения и не дискриминационными. Возникают сомнения о пропорциональности этих санкций в отношении вида нарушения правовых норм, но всё вскоре может измениться, когда в конце мая Европейская Комиссия представит так называемый «Дорожный пакет», а в нём, помимо прочего, изменения правил каботажа, разъяснение по вопросу минимальной оплаты и ночлегов в кабине, а также предписания в отношении транспорта до 3,5 тонн. 

 

Автором сборника советов является Партнер Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
в Европейском Союзе — Паулина Эляш, Старший Юрист юридической конторы
TransLawyers группы фирм Trans.eu

СКАЧАТЬ В PDF ДОКУМЕНТЕ