Весогабаритный контроль. Рекомендации по устранению рисков привлечения транспортных компаний к административной ответственности

В 2018 и 2019 годах складывается такая тенденция в сфере государственного контроля за международными автомобильными перевозками в России, как ужесточение весогабаритного контроля, который включает в себя контроль массы и габаритов транспортных средств. 

В этот период к нам стало обращаться все больше перевозчиков, привлеченных или привлекаемых к административной ответственности по статье 12.21.1 КоАП РФ за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.

Во-первых, как мы ранее писали, новым трендом последних двух лет стал весогабаритный контроль грузовиков в пунктах пропуска через государственную границу при въезде на территорию России.

Многие перевозчики уже понесли ответственность за превышение весогабаритных параметров в подобных ситуациях.

Однако правомерность действий сотрудников таможни по привлечению к ответственности перевозчиков, въезжающих в Россию, зависит от того, действительно ли до въезда на территорию таможенного поста транспортное средство перемещалось по автомобильным дорогам России, так как территория некоторых таможенных постов начинается лишь на значительном расстоянии (плюс-минус 500 м) после пересечения государственной границы, а территория других постов начинается сразу после ее пересечения. 

Соответственно, если до въезда на территорию таможенного поста транспортное средство не двигалось по дорогам Российской Федерации и сразу заехало на территорию таможенного поста, то привлечение водителя к административной ответственности на основании ст. 12.21.1 КоАП РФ является незаконным.

В таких случаях целесообразно иметь под рукой схему расположения таможенного поста относительно государственной границы Российской Федерации и дорог Российской Федерации. Перевозчик вправе направить в уполномоченные органы запрос о предоставлении такой схемы. 

Во-вторых, за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средств, за которые обычно привлекают водителей перевозчиков и самих перевозчиков, штрафные санкции достаточно большие и определены в следующих размерах:

Суть нарушения Статья КоАП РФ (и ее часть) Размеры штрафов
Движение с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов часть 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ 1 000 — 1 500 руб. для водителя;

10 000 — 15 000 руб. для должностного лица;

100 000 — 150 000 руб. для юридического лица

Движение с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов часть 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ 3 000 — 4 000 руб. для водителя;

25 000 — 30 000 руб. для должностного лица;

250 000 — 300 000 руб. для юридического лица

Движение с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов часть 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ 3 000 — 4 000 руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от 2 до 4 месяцев для водителя;

25 000 — 30 000 руб. для должностного лица;

250 000 — 300 000 руб. для юридического лица.

Движение с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 процентов часть 4 статьи 12.21.1 КоАП РФ 3 000 — 4 500 руб. для водителя;

20 000 — 25 000 руб. для должностного лица;

200 000 — 250 000 руб. для юридического лица.

Движение с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 процентов часть 5 статьи 12.21.1 КоАП РФ 4 000 — 5 000 руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от 2 до 3 месяцев для водителя;

30 000 — 40 000 руб. для должностного лица;

300 000 — 400 000 руб. для юридического лица.

Движение с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов часть 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ 7 000 — 10 000 руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев для водителя;

45 000 — 50 000 руб. для должностного лица;

400 000 — 500 000 руб. для юридического лица.

ВАЖНО!!!

За одно нарушение в соответствии с положениями российского законодательство возможно одновременно привлечь сразу трех субъектов: 

  • водителя (как физическое лицо);
  • должностное лицо (сотрудника компании-перевозчика, в должностные обязанности которого входит контроль соблюдения весогабаритных параметров транспортного средства);
  • юридическое лицо (самого перевозчика).

В-третьих, за превышение весогабаритных параметров транспортного средства, установленных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, предусмотрено задержание транспортного средства до устранения причины задержания, то есть в данном случае до приведения весогабаритных параметров в соответствие с Правилами или до получения специального разрешения. 

В свою очередь, задержание транспортного средства практически всегда сопровождается помещением транспортного средства на штрафстоянку, с последующей оплатой услуг эвакуатора и стоянки, что влечет дополнительные расходы для перевозчика.

Стоит отметить, что максимальные сроки транспортного контроля, включая взвешивание и измерение габаритов транспортного средства, ограничены и составляют:

  • при отсутствии нарушений общее максимальное время проведения всех видов транспортного контроля одного автотранспортного средства на контрольных пунктах-постах составляет — 25 минут;
  • в случае выявления нарушений максимальное время проведения всех видов транспортного контроля одного автотранспортного средства на контрольных пунктах-постах составляет — 1 час.

В свою очередь, транспортный контроль подразделяется на три вида контроля, и каждый со своими сроками:

  • визуальный – максимальное время контроля при отсутствии нарушений — 3 мин., при наличии нарушения — 20 мин.;
  • документальный – максимальное время контроля при отсутствии нарушений — 10 мин., при наличии нарушения — 20 мин.;
  • инструментальный (с применением оборудования) – максимальное время контроля при отсутствии нарушений — 12 мин., при наличии нарушения — 20 мин.

Ни для кого из перевозчиков не секрет, что в некоторых случаях весовое (измерительное) оборудование работает неправильно и ошибочно фиксирует значительное превышение весогабаритных параметров транспортного средства. 

Указанные превышения могут быть связаны с:

  • некорректной работой весов, 
  • нарушениями правил взвешивания (измерения), 
  • махинациями операторов с весовыми (измерительными) приборами, 
  • неприменением правильного оборудования при проведении измерений, 
  • разбитым дорожным покрытием, прилегающим к весовому оборудованию,
  • и другими факторами.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ РИСКОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ:

  1. Взвешивайте и измеряйте транспортное средство после погрузки или перед его въездом на территорию России. Обязательно получите соответствующий акт об измерении весогабаритных параметров транспортного средства и имейте его с собой в течение рейса. 
  2. После измерения весогабаритных параметров в пунктах контроля по ходу движения транспортного средства требуйте акт об измерении весогабаритных параметров транспортного средства. Даже в случае отсутствия нарушений, он пригодится при взвешивании на других пунктах контроля.
  3. Фиксируйте на фото- или видеокамеру процесс измерения весогабаритных параметров транспортного средства, в том числе расположение транспортного средства на весовой платформе, дорожное покрытие до въезда на весовую платформу и покрытие на самой весовой платформе.
  4. Записывайте на диктофон или видеокамеру процесс общения с должностными лицами при проверке весогабаритных параметров транспортного средства, а также при привлечении к административной ответственности.
  5. В полном объеме описывайте выявленные нарушения процедуры измерения весогабаритных параметров транспортного средства в акте об измерении весогабаритных параметров транспортного средства и в протоколе об административном правонарушении.
  6. Не стесняйтесь оставить транспортное средство на весовой платформе и подойти к табло весов для проверки правильности показаний измерений транспортного средства.
  7. Находясь на весах, выключите двигатель транспортного средства и поставьте рычаг коробки передач в нейтральное положение, не нажимайте педаль тормоза. Чтобы транспортное средство не катилось по весовой платформе, под колеса транспортного средства ставятся противооткатные упоры (башмаки).
  8. Требуйте свидетельство (сертификат), подтверждающее поверку средств измерения транспортных средств.
  9. Проверяйте наличие несорванной пломбы на весовом (измерительном) оборудовании, если установка на нем таких пломб предусмотрена регламентом.
  10. Требуйте для ознакомления паспорт (руководство или инструкцию по эксплуатации) весового оборудования. В этих документах описаны основные правила его использования.

Выполнение этих рекомендаций поможет вам эффективно защитить свои транспортные компании от незаконного привлечения к крупным административным штрафам (100 – 500 тысяч рублей).

Для отмены незаконных штрафов принимайте активное участие в административном процессе по делу (ДО СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ)!

ПОМНИТЕ!!!

Более 50% штрафов по данной категории дел можно успешно обжаловать в ведомственном и/или судебном порядке, сохранив при этом свое время и деньги!

Хотите узнать как, оставьте заявку здесь: http://www.urvest.ru/zadat-vopros-ekspertu  

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Подписывайтесь на нашу рассылку в InstagramFacebookВ Контакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Удачи на дорогах!

Владимир Мальгин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано07.01.2020

PNB BANKА. Как вкладчику возвратить свои деньги?

Как минимизировать таможенные риски?
Направьте заявку в разделе «ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ»

Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 - 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»