Уполномоченный экономический оператор в Республике Беларусь. Преференции и порядок присвоения статуса

На территории Таможенного союза (ныне – Евразийского экономического союза) появление института уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО) связано со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. 

УЭО – это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств-членов и включенное в реестр уполномоченных экономических операторов. 

Согласно белорусскому законодательству данная организация должна иметь место нахождения в Республике Беларусь и быть созданной в соответствии с нормами действующего законодательства.

 Статус УЭО предполагает наличие права использовать при таможенном оформлении ряд упрощенных процедур, например:

  • право выпуска товаров до того, как будет подана таможенная декларация; 
  • право временного хранения товаров на собственных территориях (помещениях, открытых площадках); 
  • возможность оформления процедуры таможенного транзита без внесения дополнительного обеспечения таможенных платежей 
  • и др.

По числу УЭО Беларусь является лидером среди государств-членов ЕАЭС, превышая количество вместе взятых УЭО России, Казахстана, Кыргызстана и Армении почти в 2 раза.

1. Какие преференции предоставляются УЭО?

Преференции зависят от типа Свидетельства УЭО, которые могут быть трех типов. 

Свидетельство первого типа предоставляет его владельцу право на:

  • выпуск товаров до подачи декларации на товары;
  • совершение таможенных операций, связанных с прибытием /убытием, выпуском товаров, таможенным декларированием в первоочередном порядке;
  • непредоставление при помещении товаров, задекларированных УЭО, под таможенную процедуру транзита обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
  • непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает УЭО;
  • признание таможенными органами в качестве средств идентификации пломб, наложенных УЭО на грузовые помещения транспортных средств или их части;
  • осуществление разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с вывозимыми с ЕАЭС товарами, находящимися под таможенным контролем без разрешения и уведомления таможенного органа.

Свидетельство второго типа предполагает право УЭО на:

  • временное хранение товаров УЭО в сооружениях, помещениях, на открытых площадях, а также товаров, не принадлежащих ему;
  • выпуск товаров до подачи декларации;
  • проведение таможенного контроля в сооружениях, помещениях, на открытых площадках;
  • доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях, на открытых площадках УЭО, их размещение в такой зоне, проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита;
  • совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, если такие таможенные органы расположены на территории одного государства-члена;
  • проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;
  • применение УЭО средств идентификации, используемых таможенными органами.

Свидетельство третьего типа дает право УЭО пользоваться упрощениями Свидетельств и первого, и второго типа.

2. Какие требования предъявляются к юридическим лицам для получения статуса УЭО?

Условия включения в реестр УЭО отражены в ТК ЕАЭС, в документах Комиссии ЕАЭС, а также в национальных законодательствах. Они различны для трех типов Свидетельств.

Ряд требований имеют особенности в части необходимости соответствия критериям благонадежности в государстве-члене, в котором зарегистрировано лицо, а также во всех государствах-членах ЕАЭС, в том числе благонадежности физических лиц, являющихся акционерами юридического лица, его учредителями (участниками), руководителями, главными бухгалтерами.

Согласно белорусскому законодательству для получения статуса УЭО заинтересованному юридическому лицу необходимо соответствовать ряду условий: 

  • предоставить таможенному органу, в регионе деятельности которого находится заинтересованное лицо, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро.
  • осуществлять внешнеторговую деятельность в течение трех лет до дня обращения с заявлением о присвоении статуса УЭО (далее — заявление);
  •  не иметь не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, начисленных процентов и пеней, а также задолженности по уплате иных налогов, сборов (пошлин) и пеней;
  • не быть подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму двести пятьдесят базовых величин и более;
  • вести учет товаров, позволяющий сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций, и обеспечивающий удаленный доступ таможенных органов к таким данным.

Финансовая устойчивость УЭО, которые претендуют на выдачу свидетельства второго и третьего типа, должна соответствовать определенному значению, которое рассчитывается в соответствии с порядком, определенным Решением Совета ЕЭК от 15.09.2017 № 65. Для них отсутствует обязанность предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро.

3. Каков порядок получения статуса УЭО?

В Беларуси статус УЭО присваивается заинтересованному лицу Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (далее – ГТК). 

Для получения свидетельства любого типа необходимо подать заявление, содержащее сведения о наименовании, организационно-правовой форме, месте нахождения, учетном номере плательщика и т.д.

Для получения Свидетельства первого типа необходимо предоставить в уполномоченный орган:

  • копии учредительных документов и документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица;
  • копию договора на сопровождение информационных систем, технологий и средств их обеспечения либо документ, подтверждающий их соответствие установленным требованиям.

Для получения Свидетельства второго типа, кроме документов, предусмотренных для Свидетельства первого типа, прилагаются документы, подтверждающие расчет значений, характеризующих финансовую устойчивость, либо обеспечение исполнения обязанностей УЭО в установленном размере.

Чтобы получить Свидетельство третьего типа, помимо вышеуказанных документов, дополнительно необходимо предоставить документы о соответствии тем требованиям, которые предъявляются к сооружениям, где будет осуществляться временное хранение, завершаться действие таможенной процедуры таможенного транзита или проводиться таможенный контроль. 

Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются ГТК в течение срока, достаточного для проведения проверки содержащихся в них сведений и принятия решения о выдаче свидетельства либо об отказе в его выдаче, но не более одного месяца со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов. В случае необходимости срок рассмотрения может быть продлен не более чем на один месяц, с информированием об этом заинтересованного лица.

Решение о выдаче свидетельства оформляется приказом Председателя ГТК, на основании которого заинтересованное лицо включается в реестр уполномоченных экономических операторов и ему выдается свидетельство.

Статус УЭО присваивается с даты принятия решения о выдаче свидетельства на неопределенный срок.  

Удачи в бизнесе!

Дмитрий Вильтовский
Управляющий партнер
Юридической фирмы GRATA International BY
в соавторстве с младшим юристом Ангелиной Сорокиной
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ в Республике Беларусь

Опубликовано19.11.2019

PNB BANKА. Как вкладчику возвратить свои деньги?

Как минимизировать таможенные риски?
Направьте заявку в разделе «ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ»

Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 - 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»