Преимущества конфискации товара как наказания по делу об административном правонарушении

Деятельность международного перевозчика предполагает каждодневный риск таможенных нарушений, иногда формального характера, которые могут повлечь возбуждение дела об административном правонарушении, в том числе с изъятием перевозимых товаров в качестве предмета правонарушения.

На практике, шансы уйти от ответственности по большинству дел можно оценить заранее, и далеко не всегда эти шансы в принципе есть.

Подход правоприменителей (таможни, судов) к международным перевозчикам достаточно строг, но и сами перевозчики чаще, чем нужно, проявляют халатность и не используют все возможности для соблюдения законодательства.

В случае совершения правонарушения, вместо того, чтобы впадать в крайности (например, «Я не делал ничего умышленно и буду добиваться справедливости до последнего», или наоборот, «Будь что будет, все равно уже ничего не сделаешь»), можно проявить прагматичность, рассмотреть доступные варианты и выбрать самый оптимальный из них.

Одним из видов административного наказания является конфискация орудий и предметов административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ).

Говоря о таможенных правонарушениях (глава 16 КоАП РФ) следует знать, что данный вид наказания предусмотрен санкцией более чем половины статей. Причем в большинстве случаев конфискация является не только дополнительным, но и альтернативным видом наказания: статьи 16.1, 16.2, 16.3, 16.4, 16.7, 16.18 (часть 1), 16.19, 16.20 (часть 1), 16.21, 16.24 (часть 2).

Это значит, что данная мера наказания может быть назначена не только как дополнение к штрафу, но и без него.

Вот здесь и имеет смысл оценить, насколько ценен для перевозчика и его клиента изъятый товар в сравнении с перспективой получения денежного штрафа.

Причем рекомендуется учесть все преимущества конфискации товара, как меры наказания, которых больше, чем кажется.

ПРЕИМУЩЕСТВА КОНФИСКАЦИИ ТОВАРА:

Первое и наиболее очевидное преимущество: получение данного наказания позволяет избежать административного штрафа (это особенно выгодно, если товар стоит гораздо меньше чем сумма штрафных санкций).

Например, фирма ввезла товар на территорию ЕАЭС. При таможенном контроле обнаружилось, что в грузовом отсеке еще с предыдущей перевозки осталось некое транспортное оборудование (поддоны или картонные коробки, которые забыли выгрузить и не указали в ТСД (товаросопроводительных документах). Формально — это правонарушение, и вина перевозчика в его совершении очевидна.

При выборе наказания можно предположить, что для перевозчика будет выгодно вместо штрафа от 50 до 100 тыс. руб. получить конфискацию условного поддона, стоимость которого значительно меньше.

Второе преимущество также важно оценить заблаговременно.

Ценность товара следует сопоставить не только с суммой потенциального штрафа, но и с теми расходами, которые потребуется понести, чтобы забрать товар со склада, на котором он хранится.

Сюда, прежде всего, войдут услуги самого склада: хранение (некоторые склады исчисляют стоимость не с момента вступления в силу постановления, а с момента помещения изъятого товара на склад), охрана, транспортировка, погрузочные работы.

Нельзя забывать, что после возврата в большинстве случаев товар надо будет оформлять.

Таможенные формальности тоже прибавят расходов: услуги таможенных представителей, декларирование, обеспечение транзита, сопровождение, и т.д.

Помимо затратной части, сама процедура возврата товара отнимет немало времени и сил, которые не придется тратить в случае конфискации.

Третье преимущество. Дело в том, что если по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении изъятый товар не конфискуется и возвращается перевозчику для оформления, то у перевозчика возникает не только право, но и обязанность его оформить, причем в достаточно короткие сроки: таможенная декларация должна быть подана в течение 30 дней с момента вступления в силу постановления.

За невыполнение данной обязанности Законом отдельно предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 16.12 КоАП РФ (штраф от 10 до 50 тыс. руб.).

Перевозчик как лицо, обычно не обладающее правами на товар, рискует пропустить данный срок, если не получит своевременного содействия от заинтересованных лиц (получателей товара, экспедиторов).

Конечно, в крайнем случае у него есть альтернатива: он может в тот же срок поместить товар на СВХ (склад временного хранения), но и это следует делать, четко понимая дальнейшие перспективы.

Если товар не будет помещен под таможенную процедуру в течение 4 месяцев (предельный срок хранения на СВХ), то это повлечет за собой новую ответственность – штраф от 50 до 100 тыс. руб. по ст. 16.16 КоАП РФ.

Таким образом, если перевозчик заранее не позаботится согласовать со своими партнерами судьбу товара, неприменение конфискации всегда будет влечь дополнительные риски.

Есть и четвертое преимущество конфискации, которое может иметь место, если проблема возникла из-за незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Согласно ч. 2 ст. 81 ТК ТС, при незаконном перемещении товаров через таможенную границу у лиц, участвующих в незаконном перемещении товаров, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, помимо прочего возникает солидарная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, помимо административного дела, перевозчик может получить еще и требование об уплате таможенных платежей.

Однако ТК ТС также предусмотрены основания прекращения обязанности по уплате таможенных платежей (ч. 2 ст. 80), одним из которых является обращение товаров в собственность государства.

То есть, если по делу об административном правонарушении будет назначено наказание в виде конфискации, то с момента вступления в силу постановления суда, требование об уплате таможенных платежей не подлежит исполнению.

Что нужно сделать, чтобы получить по делу об административном правонарушении наказание в виде конфискации?

Важно понимать, что таможенные правонарушения являются исключительной категорией правонарушений, за которые возможно наказание в виде конфискации товаров, не являющихся собственностью привлекаемого лица. Поэтому вопрос конфискации почти всегда будет затрагивать взаимоотношения перевозчика и владельца товара.

Исходя из деловой этики, первое, что нужно предпринять – это согласовать вопрос конфискации товара с его собственником.

Далее, нужно учитывать, что в соответствии с законодательством наказание в виде конфискации может быть применено исключительно судом. Таможня такими полномочиями не обладает.

Поэтому на стадии рассмотрения дела в таможне, надо обязательно предпринять меры к тому, чтобы таможенный орган принял решение о передаче дела на рассмотрение в суд.

Если таможня не передаст дело в суд и назначит наказание в виде штрафа, то вариант с конфискацией будет автоматически закрыт.

Вынесенное постановление можно обжаловать в суде по существу, но изменить меру наказания на конфискацию невозможно по закону, так как формально она является более тяжелым наказанием, чем штраф.

Наконец, если дело передано на рассмотрение в суд, перевозчик должен максимально четко обозначить причины, по которым должна быть назначена именно конфискация, в том числе путем непосредственного участия в судебном заседании.

При прочих равных, если перевозчик не обозначит суду свою позицию достаточно конкретно, суд всегда выберет вариант с назначением наказания в виде штрафа.

Используйте вышеизложенные рекомендации на пользу своему бизнесу, всегда подходите к принятию важных решений взвешенно и своевременно.

Удачи на дорогах!

Алексей Зимин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете: