Перевозка грузов третьих государств в Россию по поручению грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику. Теория и практические рекомендации.

2014-10-19 15-56-46

В продолжение начатого цикла статей о перевозках в Россию грузов третьих государств:

рассмотрим еще один вопрос – осуществление перевозок грузов третьих государств по поручению грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику (далее – Поручение перевозчику).

Приказ Министерства транспорта №301 от 14.10.2015 года (далее – Приказ), которым утверждены Особенности выполнения международных автомобильных перевозок грузов третьих государств, допускает перевозку грузов третьих государств по 2-х стороннему разрешению (разовому разрешению на двухстороннюю перевозку) на основании Поручения перевозчику, но при соблюдении ряда условий:

  • накладная (CMR) подтверждает факт погрузки транспортного средства в государстве его регистрации (пп. «а» п. 4 Приказа);
  • Поручения перевозчику оформлено в соответствии с требованиями Приказа (п. 5 Приказа);
  • информация, содержащаяся в Поручении, совпадает с информацией, содержащейся в CMR (п. 6 Приказа);
  • информация о грузоотправителе и грузополучателе, содержащаяся в инвойсе, должна совпадать с соответствующей информацией, содержащейся в накладной (п. 7 Приказа);
  • информация о государстве (месте) происхождения товара (груза), содержащаяся в сертификате происхождения товара, ветеринарном сертификате, фитосанитарном сертификате, документе, подтверждающем безопасность продукции (товара) должна совпадать с информацией о государстве погрузки транспортного средства и государстве регистрации транспортного средства (п. 8 Приказа).

Требования к оформлению Поручения грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику мы рассматривали ранее.

На практике при оформлении Поручения возникают два основных вопроса:

— кто (грузоотправитель или грузополучатель) оформляет Поручение перевозчику?

— какое лицо признается грузоотправителем?

Приказ Министерства транспорта №301 не раскрывает понятия «грузоотправитель», а также не определяет кто оформляет Поручение. Поэтому ответ на указанные вопросы сформулирован исходя из применения общих положений международного и российского законодательства, толкования Приказа и сложившейся практики.

С нашей точки зрения, лицо, оформляющее Поручение перевозчику, определяется исходя из условий поставки товара согласно ИНКОТЕРМС, в зависимости от того, на кого возлагается обязанность по организации перевозки.

Так, при поставке товара на условиях EXW или FCA ответственным за организацию перевозки товара является покупатель. Соответственно, в данном случае Поручение перевозчику оформляется грузополучателем.

При поставке товаров на условиях C** или D** доставка товаров до получателя входит в обязанности Продавца. Соответственно, в данном случае Поручение перевозчику оформляет грузоотправитель.

Исходя из смысла положений Приказа сложившейся за время применения Приказа практики, под грузоотправителем понимается лицо, указанное в инвойсе – либо сам продавец, либо уполномоченное им лицо. Склад или фирма-посредник на территории страны регистрации фирмы перевозчика по логике Приказа не является грузоотправителем, хотя с юридической точки зрения данный вывод достаточно оспоримый.

Основная сложность с осуществлением данного вида перевозок состоит в соблюдении условий, содержащихся в пункте 8 Приказа.  Фактически данный пункт содержит в себе запрет иностранным перевозчикам перевозить грузы происхождением из третьих государств.

На основании данного пункта, перевозчикам фактически разрешается перевозить только грузы происхождением из своей страны. При этом, в большинстве случаев, перевозка таких грузов будет являться чистой двухсторонней перевозкой.

Содержание данного пункта вызывает массу вопросов, в том числе о его правомерности, как такового. Данное требование уже стало причиной конфликта между Россией и Польшей по вопросу международных перевозок.

Кроме того, открытым остается вопрос в обязательности предоставления (наличия на борту транспортного средства) сертификата происхождения товара, исходя из того, что данный документ составляется, прежде всего для таможенных целей, с точки зрения таможенного законодательства ЕАЭС, не является обязательным (выдается не на каждую партию товара).

Практика применения положений пункта 8 Приказа должностными лицами транспортной инспекции на местах весьма противоречивая. В некоторых регионах России, в частности на территории Псковской области, транспортники в обязательном порядке требуют наличие указанных в п. 8 Приказа документов, в том числе сертификата происхождения товара. При отсутствии указанных документов – привлекают водителей к административной ответственности по ч.1 ст.11.29. КоАП РФ. В других областях РФ пока что не заостряют на это требование особого внимания, и при отсутствии других нарушений, пропускают транспортные средства.

В настоящее время нашей компанией направлен запрос в Министерство транспорта РФ по выявленным противоречиям, требующим дополнительного разъяснения.

Мы продолжаем следить за развитием событий и держать вас в курсе оперативной обстановки.

Актуальную информацию о выполнении международных перевозок с учетом последних изменений законодательства России, Вы сможете узнать на наших семинарах в марте этого года.

Удачи на дорогах!

Дмитрий Иванов
Партнер, Главный юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 10.02.2016

Как вернуть деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 - 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»