Контроль таможенной стоимости в странах ЕАЭС. Независимый взгляд на проблему и общие рекомендации для добросовестных участников ВЭД

Как показывает практика, одной из актуальных проблем, связанных с таможенными процедурами при импорте, был и остается вопрос контроля таможенной стоимости со стороны таможенных органов. 

В среде импортеров эта проблема формулируется как «корректировка таможенной стоимости», хотя такая терминология уже не применяется в соответствии с действующим таможенным законодательством. Однако данный термин сам по себе уже предполагает определенные неблагоприятные последствия результатов контроля для импортера. 

В чем заключаются причины жесткого подхода таможни к контролю таможенной стоимости?

Во-первых, одной из проблем, если рассуждать объективно, является менее законопослушная торговая среда, чем в индустриально развитых странах, разработавших международные стандарты таможенной оценки. В бывших странах СССР неофициальная торговля принимается как часть социальной, культурной и экономической структуры, и каких-либо предпосылок, что это изменится, нет. Этот факт является основной причиной, объясняющей жесткий подход таможенных органов при контроле таможенной стоимости ввозимых товаров. 

Во-вторых, таможенные органы, со своей стороны, имеют в распоряжении весомый аргумент. Нормы международных соглашений по оценке товаров в таможенных целях, имплементированные в правовые акты ЕАЭС и национальное законодательство государств-участников ЕАЭС, подчеркивают, что никакое положение Соглашения по оценке не должно трактоваться как ограничивающее право таможенного органа удостовериться в правдивости или точности любого заявления, документа или декларации, предоставленных для целей проведения оценки

Наконец, в-третьих, следует выделить заложенный в системе государственного управления стран ЕАЭС принцип, согласно которому результативность управления рисками используется для оценки показателей эффективности работы таможенных органов. Принимая во внимание данный факт, у должностных лиц отсутствует мотивация для объективного вынесения решений по результатам таможенного контроля в отношении таможенной стоимости. 

Работает правило – если риск сработал, то должен быть результат, выраженный в увеличении поступающих в бюджет таможенных платежей.

В результате совокупности указанных факторов, таможенные органы не соблюдают один из базовых принципов – простоты и предсказуемости операций таможенного контроля.  

Подобный режим жесткого контроля со стороны таможенных органов имеет своей целью избежание всяческих рисков, в то время как ожидания законопослушных импортеров направлены на минимизацию бюрократического подхода при прохождении таможенных процедур. 

Результатом такого контроля является увеличение финансовых издержек импортера, что приводит к отрицательному эффекту, прямо влияя на ценообразование товара или выпускаемой продукции. 

Также не принимаются во внимание репутационные потери для государства, которое на бумаге стремится стимулировать ведение коммерческой деятельности в соответствии с законом, а на деле все происходит ровно наоборот. 

При этом известно, что таможенными органами проводится работа по совершенствованию таможенных процедур для минимизации влияния человеческого фактора при принятии решения о выпуске с использованием системы управления рисками. На первый взгляд, это является позитивным моментом. 

Однако негативным результатом данной работы является идентификация только основного профиля риска до выпуска товара – стоимостного. При этом игнорируется различная степень риска, которую представляют конкретные импортеры в плане возможного несоблюдения таможенного законодательства, а также их способность выполнить потенциальные обязательства по уплате таможенных платежей.

Как действовать добропорядочным импортерам при подобном подходе таможенных органов к контролю таможенной стоимости? 

Ответ банальный — исходить из норм законодательства, согласно которым таможенная стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на информации, соответствующей трем критериям:

  • достоверная, 
  • количественно определяемая, 
  • документально подтвержденная.

Нет единых рекомендаций специалистов, какие документы и с какими содержащимися в них сведениями необходимо представить в таможню для получения желаемого импортером решения. 

Но существуют определенные простые правила, которые рекомендуется соблюдать в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости, которая назначается при возникновении сомнений в ее достоверности со стороны таможни: 

1) Заблаговременно собирать доказательства, подтверждающие действительное приобретение товара по такой цене и доступные для получения в условиях внешнеторгового оборота. 

И это не просто совет импортерам автором статьи, это разъяснение из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года №18.

2) Обратить внимание и на полноту собранного пакета документов.

На каждый пункт требования таможенного органа предоставлять запрошенный документ или документальное обоснование невозможности его представления с целью устранения возникших у таможенного органа сомнений.

Следует помнить, что эмоциональные доводы импортера о невозможности представления того или иного документа, а также непонимание иностранного поставщика просьбы импортера предоставить калькуляцию не являются для таможенного органа аргументами, обосновывающими отсутствие запрошенных документов. 

3) Скрупулезно изучить имеющиеся документы и сведения, имеющие отношение к цене товара, на предмет отсутствия противоречий и несоответствий.

Необходимо понимать, что при таможенном контроле таможенной стоимости бремя доказывания ее достоверности лежит на импортере. И в его интересах развеять возникшие сомнения. 

4) Контролировать регламентированные законодательством сроки их представления.

Причиной отказа таможенного органа в принятии заявленной таможенной стоимости может стать непредставление некоторых запрошенных документов в срок, указанный в решении о дополнительной проверке. 

5) Хранить документы и сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости в течение пяти лет.

Это вытекает из статьи 320 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Таможенный орган вправе запросить документы и сведения в течение сроков таможенного контроля. Причем он вправе истребовать не только контракт и инвойс, указанные в декларации на товары при его декларировании, но и прайс-листы производителя, таможенные декларации страны отправления, и иные документы, перечисленные в пункте 8 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии N 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»

Что делать, если таможенный орган отказал в принятии заявленной таможенной стоимости?

У импортера есть право обжаловать данное решение в вышестоящий таможенный орган, либо в суд. 

При рассмотрении подобных дел в судах есть ряд факторов, которые могут сыграть на руку импортеру:

Во-первых, суды при принятии решения исходят из презумпции достоверности представленной импортером информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе. 

Одно лишь несогласие таможенного органа с более низким уровнем заявленной таможенной стоимости в сравнении с ценами на аналогичные товары из имеющейся у таможенного органа ценовой информации при отсутствии других доказательств недостоверности заявленных сведений не может быть рассмотрено как основание непризнания таможенной стоимости. 

Во-вторых, суд может рассмотреть отсутствие некоторых из запрошенных таможенным органом документов, как не имеющее значения для таможенного декларирования и определения таможенной стоимости.

Непредставление таких документов не будет рассмотрено в качестве несоблюдения условия о достоверности, количественной определенности и документальной подтверждённости таможенной стоимости. 

В заключение следует сказать, что, к сожалению, для импортеров в последнее время корректировка таможенной стоимости товаров из проблемы, с которой нужно бороться, превращается в привычное явление. 

При этом вопросы оценки товаров в таможенных целях относятся к одним из наиболее сложных в вопросах таможенного регулирования. 

И наиболее рациональным решением для импортера является обращение по данному вопросу к специалистам в области таможенного законодательства, имеющим опыт работы в указанном направлении. 

Независимые эксперты нашей компании с более чем 15-летним практическим опытом в сфере таможенного права и в области регулирования внешнеторговой деятельности готовы оказать консультирование по любым вопросам, связанным с определением и подтверждением таможенной стоимости. 

Также специалисты нашей фирмы могут сопровождать импортера в отношениях с таможенными органами при проведении ими контроля таможенной стоимости, обеспечить правовую поддержку в ведомственном и судебном обжаловании решений таможенного органа. 

В случае заинтересованности в указанной услуге достаточно просто обратиться к нашему консультанту по телефону или заполнить форму заявки на нашем сайте

Удачи в бизнесе!

Владимир Корнев
Юрист
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ в Республике Беларусь

Опубликовано 08.10.2019

PNB BANKА. Как вкладчику возвратить свои деньги?

Как минимизировать таможенные риски?
Направьте заявку в разделе «ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ»

Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 - 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»