Какие весогабаритные значения должны применяться при совершении перевозок по дорогам России для перевозчиков из стран СНГ

В последнее время в нашей практике возникло несколько случаев, когда сотрудники российской транспортной инспекции привлекли к административной ответственности казахских перевозчиков за то, что те нарушили положения Соглашения о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств-участников содружества независимых государств, заключенного в Минске 4 июня 1999 года (далее — Соглашение). Государствами-участниками этого соглашения являются: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

При изучении правомерности привлечения перевозчиков к административной ответственности мы задались вопросом, применяются ли положения Соглашения на территории России или нет.

Проблема в разрешении указанного вопроса стояла в том, что на территории России действуют два нормативно-правовых акта, которые устанавливают допустимые весовые и габаритные параметры для движения транспортных средств по территории России.

Этими актами являются:

1) Соглашение;

2) Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее — Постановление № 272), а именно Приложения № 1, № 2 и № 3 к нему.

При этом установленные весогабаритные параметры в Постановлении № 272 частично отличаются от аналогичных параметров, установленных Соглашением.

В процессе изучения Соглашения мы выявили несколько вопросов, на которые в его тексте отсутствуют прямые ответы:

  1. При каких видах и маршрутах перевозок применяются правила, установленные Соглашением? Это перевозки, совершаемые только между странами Соглашения, или любые перевозки?
  2. При перевозках по каким дорогам России (наименования дорог, где размещен их перечень) применяются нормы весогабаритных параметров транспортных средств международной перевозки, установленные Соглашением? В Соглашении используются названия дорог, которые не используются в российских нормативных актах при описании российских дорог: это дороги для межгосударственных и транзитных перевозок и международные автомобильные дороги Содружества Независимых Государств.
  3. Нормы какого из приведенных нормативно-правовых актов (Соглашение или Постановление № 272) имеют приоритетное значение для применения на территории России?
  4. Вправе ли сотрудник транспортной инспекции привлечь перевозчика из государства-участника Соглашения к административной ответственности на основании статьи 12.21.1 КоАП РФ за превышение допустимых весовых параметров транспортного средства, установленных Соглашением от 04.06.1999 года, если на момент транспортного контроля он не превысил допустимые весовые параметры, установленные Постановлением № 272? Ведь предполагается, что в этом случае дорожная одежда российских автомобильных дорог выдерживает большую весовую нагрузку, чем установлено Соглашением?

Для получения ответов на неурегулированные Соглашением вопросы мы обратились в Минтранс России и Ространснадзор.

На 2 и 3 вопросы указанные органы единодушно ответили, что:

  • для перевозчиков из государств-участников Соглашения при проезде по территории России приоритетными являются требования по соблюдению допустимых весогабаритных, указанных в Соглашении;
  • эти требования применяются на всех автомобильных дорогах Российской Федерации.

На момент подготовки данной публикации какие-либо комментарии, отражающие официальную позицию государственных органов по 1 и 4 вопросу от Минтранса России и Ространснадзора, нами не получены.

Исходя из этого, мы допускаем, что российские государственные органы придерживаются мнения, что положения Соглашения распространяются на перевозчиков государств-участников этого Соглашения при совершении ими любых перевозок по территории России, по любым дорогам России, и привлекаться к административной ответственности эти перевозчики должны при превышении допустимых весогабаритных параметров, установленных именно данным Соглашением.

Рекомендуем перевозчикам из стран СНГ учитывать позицию российских государственных органов по вопросу применения положений Соглашения, поскольку, как говорится в пословице, «предупрежден — значит вооружен».

Будьте бдительны!

Удачи на дорогах!

Владимир Мальгин
Юрист Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 20.06.2019

PNB BANKА. Как вкладчику возвратить свои деньги?

Как вернуть деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 - 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»