Как в Беларуси таможня прицепы «возвращает»!

2014-10-19 15-56-46Ранее, в связи с неоднократными обращениями в нашу компанию перевозчиков по поводу особенностей выполнения международных перевозок на территории Республики Беларусь, мы открыли цикл публикаций посвященной этой теме.

В статье «Как сохранить прицеп, выполняя перевозки грузов через Республику Беларусь»  была  затронута проблема ответственности международных перевозчиков за нарушение правил использования транспортных средств международной перевозки (ТСМП) в ситуациях, когда  тягач, зарегистрированный в ЕАЭС, ввозит для осуществления международной перевозки прицеп, зарегистрированный в Европейском Союзе.

За прошедшее с момента публикации первой статьи время ситуация с иностранными прицепами получила интересное развитие.

В конце 2015 года таможенные органы Беларуси усилили контроль за соблюдением правил использования иностранных транспортных средств в качестве ТСМП. Последствием этих мер стало большое количество административных дел, возбужденных в отношении фирм-перевозчиков Таможенного союза, осуществлявших международную перевозку с использованием прицепов на иностранных «номерах». Как правило, таможня возбуждала административные дела по ст.14.5 КоАП РБ и вменяла недекларирование транспортных средств (прицепов) тем перевозчикам, которые неоднократно ввозили иностранные прицепы, и которые, по мнению таможни, владели ими на постоянной основе (долгосрочных основаниях).  Белорусская таможня посчитала, что такие прицепы не могли ввозиться как ТСМП (без уплаты платежей), а должны были ввозиться (декларироваться) под процедурой временного ввоза, которая предполагает уплату платежей.

Дела, обратившихся к нам за помощью перевозчиков, мы довели до суда. В судах первой и второй инстанции мы доказали несостоятельность позиции таможни. Мнения судов выразились в мотивированных выводах о недоказанности со стороны таможни фактов нарушений перевозчиками режима ТСМП. В итоге суды отказали в привлечении международных перевозчиков к административной ответственности, прекратив возбужденные административные дела и постановили вернуть задержанные прицепы перевозчикам.

Однако, история с прицепами на этом не закончилась. Фактически таможня отказалась исполнять законные решения судов, вступивших в силу. На заявления перевозчиков о возврате задержанных прицепов на основании судебных актов, таможня ответила отказом, который мотивировала несогласием с решением суда и обращением в прокуратуру для принесения протеста на судебный акт.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь у должностных лиц прокуратуры действительно есть формальное право обжаловать судебные акты по делам об административных правонарушениях, и право приостанавливать исполнение судебных актов до момента рассмотрения протеста. Этим правом с подачи таможни прокуратура охотно воспользовалась, поддержав стремление таможни повернуть ситуацию в свою пользу. Тем самым, получение прицепов перевозчиками откладывается на неопределенный период.

Несмотря на однозначность выводов судов и отсутствие спорных вопросов применения и толкования права, приостанавливать исполнение решений суда и подавать протесты прокуратура может достаточно долго, вплоть до рассмотрения протеста председателем Верховного суда Республики Беларусь, что в итоге затянет возврат прицепов минимум еще на полгода.

Тем самым, ситуация приобрела форму замкнутого круга. Оказалось, что выиграть суд в Беларуси можно, а вот исполнить законное решения суда – нет!

А в это время огромные убытки несут перевозчики, чьи прицепы уже более полугода незаконно удерживаются таможней, иностранные собственники прицепов, которые лишены возможности получать прибыль от использования своего имущества в коммерческих целях, и несут при этом огромные расходы на их содержание (налоги, лизинговые платежи и пр.). Также, от этой ситуации страдают перевозчики Таможенного союза, которые из-за неопределенности в этом вопросе лишены возможности доставки грузов с использованием иностранных прицепов.

Создается впечатление, что решения судебных органов власти Республики Беларусь для таможни носят формальный, а не обязательный к исполнению характер. Более того, становится очевидным, что разрешение ситуации с возвратом прицепов возможно только после прямого вмешательства в нее высших руководящих лиц государства.

Подобные действия таможни создают реальную экономическую угрозу для Республики Беларусь, являющейся транзитным государством, привлекающим большинство международных перевозчиков и участников внешнеэкономической деятельности прежде всего своим удобным географическим расположением для построения оптимальной логистической схемы работы.

Пренебрежение к Закону всегда влечет за собой недоверие граждан и бизнеса к существующей власти. Эта аксиома доказана временем и обжалованию не подлежит!

Многие юристы и адвокаты Беларуси, практикующие в сфере таможенного права, с сочувствием относятся к изложенной ситуации и комментируют происходящее, как устоявшуюся практику в государстве, где созданы особые, привилегированные условия для работы таможни, а не бизнеса.

Со своей стороны, мы совместно с коллегами из Республики Беларусь, столкнувшимися с подобной проблемой при выполнении поручений своих клиентов, ведем активную работу в правовом поле по разрешению сложившейся ситуации и открыты для диалога со всеми, кто двигается в том же направлении.

Мы призываем высшее руководство страны обратить пристальное внимание на сложившуюся ситуацию в сфере международных перевозок и таможенного дела в Республике и принять незамедлительные меры реагирования по нормализации обстановки.

Закон для всех един! Ведь на то он и Закон!

Будем держать вас в курсе развития событий.

Удачи на дорогах!

Дмитрий Иванов
Партнер, Главный юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»