Как теперь поляки будут ездить в Россию?! Комментарии к инструкции Минтранса РФ для польских перевозчиков.

МальгинПо многочисленным обращениям посетителей нашего сайта www.urvest.ru и нашей страницы в сети Facebook, мы подготовили обзор Инструкции для контролирующих служб и автоперевозчиков по определению вида международных перевозок и видов разрешений, необходимых для их выполнения. Данная инструкция согласована на заседании Смешанной российско-польской комиссии по вопросам международных автомобильных перевозок (Санкт-Петербург, 28 — 29 сентября 2016 года).

По своей сути, инструкция является документом, разъясняющим вопросы применения приказов Минтранса РФ № 248 от 19.08.2015 и № 301 от 14.10.2015. Инструкция не устанавливает собой новые правила и порядок международных перевозок, а в упрощенной форме разъясняет ряд терминов и вопросы применения указанных приказов.

Изучив содержание Инструкции, следует выделить ряд заслуживающих внимания моментов.

Инструкцией определено, что основными критериями определения вида выполняемой перевозки является место погрузки и место разгрузки транспортного средства. Установлено, что указанные сведения должны определяться исключительно на основании CMR накладной, которая, в свою очередь, является основным документом для определения вида перевозок.

Таким образом, у должностных лиц транспортной инспекции будет на порядок меньше оснований автоматически считать перевозку грузов происхождением из третьих стран перевозкой грузов в/из 3-х государств.

Основные пояснения касаются перевозок грузов третьих государств.

Инструкция содержит рекомендации для перевозчиков по способам подтверждения права на осуществление перевозок грузов третьих государств по двусторонним разрешениям — когда в графе «Отправитель» CMR накладной указан субъект, зарегистрированный на территории третьего государства.  

В частности, даны конкретные рекомендации по вопросам:

  • осуществления перевозок груза, произведенного и загруженного на территории договаривающихся сторон;
  • осуществления перевозкок со складов (терминалов) находящихся в морских портах, железнодорожных станциях, аэропортах;
  • подтверждения права путем предоставления CMR на предыдущую перевозку и поручения грузоотправителя.

Вместе с тем, ряд существующих спорных вопросов в сфере перевозок грузов третьих государств не нашли своего разрешения в Инструкции.

Так, не даны разъяснения о том, какое лицо является отправителем (грузоотправителем) и получателем (грузополучателем) груза с точки зрения указанных Приказов.

Не разрешены вопросы подготовки и заполнения поручения иностранному перевозчику: какое лицо имеет право выдать такое поручение, в какой форме оно должно быть у водителя транспортного средства (оригинал или копия)?

Отсутствуют рекомендации по случаям перевозок, когда покупатель товара, не зарегистрирован в стране окончания перевозке (грузополучателя).

Интересно, что в инструкции не упоминается о перевозках из таможенных складов. Это говорит о том, что в ближайшее время данный вариант подтверждения права на двустороннюю перевозку скорее всего будет законодательно отменен.

Кроме того, в Инструкции есть еще одна существенная особенность. Из ее текста следует, что она может применяться при транспортном контроле не только в РФ, но при на территории Польши соответствующими контрольными органами.

В заключение обзора, важно отметить, что на сегодняшний день данная Инструкция носит исключительно рекомендательный характер и не имеет силу закона, поскольку не утверждена компетентным государственным органом каждой из стран и в установленном порядке не опубликована.

Удачи на дорогах!

Владимир Мальгин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»