Как правильно осуществлять транзит товаров в разобранном виде по новому таможенному законодательству. Часть 2. Решения о классификации

В одной из предыдущих публикаций мы подробно рассматривали насущный для международных автомобильных перевозчиков вопрос – как открывать транзит в отношении товаров, перемещаемых в несобранном (разобранном) виде (далее – несобранные товары).

В указанной статье мы пришли к выводу о том, что декларирование компонентов несобранного товара с указанием одного кода ТН ВЭД – кода товара в собранном виде, а также расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей по ставкам, установленным в отношении товара в собранном виде, возможны только при наличии предварительного решения о классификации товаров (далее – предварительное решение) или решения о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде (далее – решение о классификации). Во всех остальных случаях каждый отдельный компонент перемещаемого товара должен декларироваться в отдельности.

В рамках данной публикации рассмотрим, что представляют из себя предварительное решение и решение о классификации, чем они отличаются друг от друга, кто и в каком порядке может их получить.

Предварительное решение.

Порядок получения предварительного решения урегулирован таможенным законодательством ЕАЭС (статьи 23-27 ТК ЕАЭС, Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 260).

Предварительное решение выдается по установленной форме, содержит наименование товара (графа 5), его описание (графа 7) и удостоверяет код ТН ВЭД, в соответствии с которым классифицируется перевозимый товар (графа 6). Если речь идет о несобранном товаре, то в случае указания в графе 7 такого решения перечня составляющих его отдельных компонентов такие компоненты могут помещаться под таможенную процедуру в соответствии с кодом ТН ВЭД товара в собранном виде.

Согласно п. 3 ст. 23 ТК ЕАЭС предварительное решение о классификации товара принимается таможенным органом того государства-члена, в котором будет производиться выпуск товара при его помещении под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. Следовательно, обратиться за получением такого решения может, как правило, только получатель товара, и только в таможенный орган страны доставки.

В связи с этим нужно отметить, что если товар следует транзитом через территорию ЕАЭС в третью страну, то возможность использования при декларировании транзита предварительного решения отсутствует.

Если же товар подлежит доставке в одну из стран ЕАЭС, то полученное грузополучателем в соответствующей стране предварительное решение может использоваться перевозчиком при декларировании транзита.

Решение о классификации.

В отличие от предварительного решения, порядок получения решения о классификации устанавливается национальным законодательством конкретной страны ЕАЭС, в таможенный орган которой поступило соответствующее заявление.

Получить решение о классификации может, как правило, не только получатель товара. Например, в соответствии с российским законодательством (п. 3 ст. 107 Федерального закона «О таможенном регулировании») заявление о принятии такого решения подается лицом, правомочным выступать в качестве декларанта товара (без ограничения по перечню таможенных процедур).

Следовательно, за получением решения о классификации может обратиться не только получатель груза, но и перевозчик, который будет выступать декларантом процедуры таможенного транзита. Также это может сделать экспедитор – резидент ЕАЭС при обращении в таможенный орган своей страны.

Для целей транзита решение о классификации целесообразно получать в таможенном органе той страны ЕАЭС, через которую товар ввозится на территорию ЕАЭС. Только в этом случае данное решение имеет силу также в иных странах ЕАЭС, через которые будет проходить маршрут транзитной перевозки.

Решение о классификации принимается в течение 90 календарных дней со дня регистрации таможенным органом заявления о принятии решения о классификации.

Реально ли перевозчику самостоятельно получить решение о классификации?

Теоретически да. Но это требует тщательной подготовки, не говоря о содействии со стороны владельца товара и достаточного времени до начала перевозки (с учетом сроков принятия решения о классификации).

Заявление о принятии решения по классификации должно быть составлено надлежащим образом и содержать всю необходимую информацию: сведения о заявителе, сведения о товаре (наименование, перечень компонентов), срок поставки, заявляемую таможенную процедуру и наименование таможенного органа, куда будет подана декларация, а также то, в каком виде должно быть принято решение о классификации (бумажном или электронном).

Также к заявлению потребуется приложить достаточно широкий перечень документов, в том числе такие, которые перевозчик не имеет возможности получить без помощи владельца товара: документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки в отношении товара; перечень компонентов товара (в виде таблицы) на бумажном и электронном носителях; документы, содержащие техническое описание товара с указанием назначения, выполняемых функций, принципа действия, в том числе взаимодействия отдельных компонентов товара, и пр.

При отсутствии какой-либо информации или документов, требуемых в соответствии со ст. 107 ФЗ «О таможенном регулировании», таможенный орган может отказать в рассмотрении заявления.

Подытоживая информацию, изложенную в настоящей статье, можно сделать следующие выводы:

  1. Предварительное решение может быть получено конечным грузополучателем в таможенном органе страны доставки и передано перевозчику для целей помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита.
  2. Решение о классификации для целей транзита может быть получено в таможенном органе страны ввоза товара на территорию ЕАЭС получателем или экспедитором, если они являются резидентами соответствующей страны ЕАЭС, а также перевозчиком.
  3. Срок принятия решения о классификации таможенным органом – 90 календарных дней.
  4. Самостоятельное получение перевозчиком решения о классификации для целей таможенного транзита возможно при условии предоставления необходимых документов со стороны владельца товара и наличия достаточного времени до начала перевозки.

При планировании перевозок товаров в несобранном/разобранном виде по территории ЕАЭС, тщательно планируйте ваши действия, здраво оценивая риски и собственные возможности.

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и В Контакте, в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Удачи на дорогах!

Алексей Зимин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 17.04.2018