Как отвечать на запросы таможни о предоставлении информации? (Часть 2)

В новой публикации продолжим рассуждения на тему правильного реагирования на поступающие запросы из таможенных органов. Ранее мы уже разбирали наиболее типичную ситуацию, когда запрос таможни адресуется участнику ВЭД (внешнеэкономической деятельности) в рамках осуществления таможенного контроля, и пришли к выводу, что у участника ВЭД возникает обязанность ответить на такой запрос, в противном случае он может быть даже привлечен к административной ответственности.

На этот раз рассмотрим смежные ситуации, когда запрос направлен в связи с иными обстоятельствами. Зачастую обязанность отвечать на него может отсутствовать.

Например, на основании статьи 361 ТК ЕАЭС таможенные органы вправе проводить сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность путем запроса соответствующей информации (регистрационные данные, виды деятельности, банковские счета, финансовая устойчивость и др.).

Исходя из анализа таможенного законодательства, это как раз тот случай, когда праву таможенного органа запросить информацию соответствует отсутствие обязанности участника ВЭД ее предоставлять.

В отдельную группу выделим ситуации, когда из запроса таможенного органа прямо следует, что он направлен в рамках возбужденного дела об административном правонарушении.

Согласно ст. 26.10 КоАП РФ орган, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме орган, вынесший определение.

Если таможенным органом вынесено соответствующее определение, то у участника ВЭД также возникает прямая обязанность по предоставлению запрошенной информации.

Важная оговорка: таможня должна соблюсти процессуальную форму запроса – определение об истребовании сведений. Если информация запрошена в любой другой форме (запрос, письмо, уведомление), то указанные правовые последствия не возникают, и само по себе игнорирование запроса не повлечет для участника ВЭД негативных последствий.

Для полноты картины, необходимо учитывать важный момент. В чистом виде мы берем ситуации, когда запрос направляется таможенным органом участнику ВЭД, который является резидентом той же страны, в которой действует данный таможенный орган. Но на практике аналогичные запросы направляются и иностранным компаниям.

Несут ли данные иностранные участники ВЭД на общих основаниях те же обязанности по представлению ответа и ту же ответственность за их невыполнение?

С одной стороны, таможенное законодательство не определяет каких-либо особенностей в правовом статусе запроса, направляемого таможенным органом иностранному участнику ВЭД вне зависимости от его резидентства. Исходя из пункта 6 статьи 340 ТК ЕАЭС, иностранный импортер, экспортер, перевозчик обязаны предоставлять ответ на общих основаниях.

С другой стороны, характер последствий в случае невыполнения данной обязанности будет совершенно иной, если говорить о возможности их привлечения к административной ответственности.

В соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях лицо может подлежать административной ответственности за правонарушение, совершенное за пределами территории России, только в случаях, предусмотренных международным договором. На сегодняшний день такие соглашения РФ с другими государствами отсутствуют.

Бездействие, заключающееся в ненаправлении ответа на запрос, но совершенное иностранным лицом, не может считаться совершенным на территории РФ.

Следовательно, в данном случае несмотря на наличие самой обязанности, ответственность за ее неисполнение не наступает!

Такие случаи необходимо отличать от ситуаций, когда участник ВЭД получает запрос от таможенного органа своего государства, действующего, в свою очередь, на основании запроса от таможенного органа иностранного государства о предоставлении информации и документов или поручения о проведении отдельных процессуальных действий.

Например, в порядке, установленном Соглашением о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (Астана, 2010 год).

Ненаправление ответа на такой запрос может повлечь для компании административную ответственность в соответствии с ее национальным законодательством.

В заключение, следует отдельно сказать о случаях, когда запрос касается возможного нарушения таможенных правил самим адресатом.

Особенность такой ситуации в том, что участник ВЭД не хочет обеспечивать таможенный орган документами, на которых тот сможет выстроить состав правонарушения.

В то же время, с нашей точки зрения, каждую ситуацию следует оценивать индивидуально, с осознанием того, что молчание не всегда золото.

В большинстве случаев, игнорирование запроса потенциальным нарушителем не окажется препятствием для проведения проверки / расследования, а иногда может быть расценено и как негативный фактор.

При этом обязанность ответить на запрос таможни зачастую следует расценивать одновременно как возможность уже на начальном этапе построить эффективную линию защиты от возможных претензий со стороны таможенного органа.

Уверены, что изложенная выше информация поможет многим участникам ВЭД правильно ориентироваться в сложных ситуациях, связанных с получением запросов от таможенных органов.

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и В Контакте, а также в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Удачи на дорогах!

Алексей Зимин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 28.08.2018