Как действовать перевозчику, если декларант не оформляет товар на таможне назначения: правовые основы и практические рекомендации

При активном ведении бизнеса по осуществлению международных автомобильных перевозок важное значение имеет отсутствие простоев в работе транспортных средств. Освободившийся транспорт может быть использован для исполнения новых заказов.

Но бывает, что при прибытии на таможню назначения может оказаться, что по тем или иным причинам декларант не готов к оформлению товара. Данное обстоятельство зачастую влечет незапланированное ожидание на таможне и головную боль для перевозчика, особенно если он не знает, как действовать в такой ситуации, и занимает позицию заведомо слабой стороны, просто ожидая указаний от своих заказчиков.

Но, как известно, сила в знании. Как таможенное законодательство, так и законодательство о международных перевозках наделяют перевозчика правом, а иногда и обязанностью в определенных случаях действовать автономно.

При этом пока оставим в стороне положения статей 15 и 16 КДПГ, которые наделяют перевозчика рядом полномочий и могут стать предметом отдельной публикации. Сосредоточимся на положениях таможенного законодательства, которые применяются в описанной ситуации.

Основные нормы таможенного законодательства ЕАЭС по данному вопросу сосредоточены в статьях 151 и 152 ТК ЕАЭС, а также в Порядке совершения таможенных операций, связанных с завершением и прекращением действия таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденном Решением Коллегии ЕЭК от 13 декабря 2017 г. № 170.

Итак, возвращаясь к обозначенной проблеме, для удобства понимания разделим пребывание перевозчика на таможне назначения на несколько этапов, каждый из которых предполагает различные операции с товарами или документами и ограничен определенными сроками.

I. Прибытие на таможню назначения.

Сразу после фактического заезда на таможенный пост перевозчик обязан разместить перевозимые товары в зоне таможенного контроля, в том числе без выгрузки товаров из транспортного средства, на котором они доставлены.

Сам момент прибытия является временной точкой отсчета для последующих этапов.

II. Предоставление документов на перевозимый товар.

В соответствии с ТК ЕАЭС перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в течение 3 часов с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне времени работы таможенного органа — в течение 3 часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа.

III. Регистрация подачи документов.

Таможенный орган назначения в течение 1 часа с момента представления документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, регистрирует их подачу.

IV. Завершение таможенной процедуры таможенного транзита.

Таможенный орган назначения завершает действие таможенной процедуры таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее 4 часов рабочего времени таможенного органа с момента регистрации подачи документов, а в случае, если подача таких документов зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, — в течение 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа.

V. Таможенное оформление товара.

В обычной ситуации это является завершающим этапом, и если товар растаможен, то его можно везти на выгрузку. Либо товар может быть выгружен на СВХ и помещен на временное хранение, что также освобождает перевозчика от непредсказуемого ожидания.

Законом установлено, что декларант – грузополучатель обязан совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием. 

Данные действия должны быть совершены не позднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов.

Как видно из данного срока, 4 и 5 этапы начинают свое течение одновременно, и товар может быть оформлен даже раньше, чем будет завершена процедура таможенного транзита, хотя для этого и установлен более длительный срок.

В случае же несовершения по тем или иным причинам декларантом вышеуказанных таможенных операций, транспортное средство с товаром не должно оставаться в зоне таможенного контроля неограниченное время. По истечении установленного 8-часового срока, обязанность по оформлению товара также переходит и на перевозчика, который обязан поместить товар на временное хранение не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенным органом назначения подачи документов.

Причем несоблюдение данного срока может явиться основанием для привлечения перевозчика к административной ответственности по ст. 16.14 КоАП РФ за несоблюдение порядка помещения товаров на временное хранение, административный штраф по которой может составить от 5000 до 20000 рублей.

С августа 2019 г. также формализована процедура уведомления перевозчика таможенным органом о несовершении таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.04.2019 № 57н.

Данный порядок заключается в том, что в зависимости от способа декларирования таможенного транзита (электронный или бумажный формат), таможенный орган при завершении таможенной процедуры таможенного транзита либо заполняет в информационной системе дополнительное информационное поле с отметкой «Товар подлежит таможенному декларированию либо помещению на временное хранение», либо проставляет на транзитной декларации / CMR-накладной штамп с аналогичной формулировкой.

Для того, чтобы удержать под контролем ситуацию и не допустить наступления негативных последствий мы предлагаем международным перевозчикам следующий алгоритм действий:

  1. Заблаговременно в процессе перевозки уточнить у заказчика перевозки, готов ли грузополучатель к оформлению товара.
  2. В случае проставления таможенным органом отметки/штампа «Товар подлежит таможенному декларированию либо помещению на временное хранение», повторно уточнить у заказчика перевозки или напрямую у грузополучателя, будет ли товар оформлен в пределах 8-часового срока.
  3. Запросить у заказчика перевозки либо у грузоотправителя инструкции на случай, если товар не будет оформлен в срок.
  4. По истечении 8-часового срока и при отсутствии четких инструкций принять меры к самостоятельному помещению товара на склад временного хранения в транспортном средстве или с выгрузкой из транспортного средства.
  5. Уточнить возможность выгрузки товара на СВХ с учетом положений КДПГ и условий договора перевозки.
  6. По факту помещения товара на СВХ уведомить об этом заинтересованных лиц.
  7. Зафиксировать расходы на помещение товара на СВХ и простой транспортного средства, если выгрузка товара невозможна, и отнести данные расходы на счет заказчика перевозки, поскольку считается, что они возникли у перевозчика по вине данного заказчика или его контрагентов.

Ключевой принцип действия для перевозчика в такой ситуации – информировать контрагентов о планируемых действиях и действовать строго в рамках закона, не допуская самовольного распоряжения товаром.

При его четком соблюдении можно максимально обезопасить свои имущественные интересы.

Удачи на дорогах!

Алексей Зимин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ

Опубликовано 17.09.2019

PNB BANKА. Как вкладчику возвратить свои деньги?

Как минимизировать таможенные риски?
Направьте заявку в разделе «ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ»

Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 - 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»